Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К статье ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 1930-х годах одной из наиболее влиятельных концепций в области психологии развития был психоанализ. При всем отличии психоанализа от теории научения, он утверждает, что на развитие личности ребенка оказывает воздействие такой внешний фактор, как внутрисемейные межличностные отношения. Сформулированная Фрейдом теория психоанализа значительно повлияла не только на психологию и психиатрию, но и на всю систему взглядов 20 в. Фрейд развил свои теоретические положения, опираясь на опыт лечения пациентов-невротиков. В своих работах, которые он публиковал с конца 19 в. и вплоть до 1939, он подчеркивал, что детские переживания и установки могут играть решающую роль в дальнейшем развитии. Особое значение он придавал сексуальным импульсам ребенка и формированию чувства любви и склонности к агрессии. Описывая последовательность этапов личностного и эмоционального развития, Э.Эриксон выделил восемь стадий от младенчества до старости. 1) Доверие. На первом году жизни благополучие младенца целиком находится в руках других людей. Если о нем хорошо заботятся, у него формируется т.н. "базисное" доверие к другим людям. 2) Автономия. Когда ребенок приобретает способность передвигаться и контролировать естественные отправления, он должен научиться использовать свои новые возможности. При благоприятных обстоятельствах у ребенка развивается самостоятельность и чувство автономии и независимости. 3) Инициативность. Энергичный ребенок в позднем дошкольном возрасте должен научиться получать удовольствие от собственной настойчивости, которая проявляется в жадном любопытстве, требовании внимания, активном исследовании неизвестного и т.д. В то же время он должен себя контролировать. На основе этих качеств формируются честолюбие и целеустремленность. 4) Трудолюбие. В период школьного обучения ребенок должен научиться добиваться поставленных целей и справляться с неудачами. 5) Идентификация. Основной задачей подростка является выработка своей идентичности, т.е. он должен осознать, кто он и кем хочет быть. 6) Близкие отношения. На ранних этапах взрослой жизни остро встает проблема установления близких отношений с другим человеком; возникает опасность быть покинутым, а с другой стороны оказаться во власти другого человека. 7) Чувство сохранения рода (генеративность). Это проблема людей средних лет. Разрешение ее означает, что человек не только берет на себя ответственность за руководство собственными детьми, но и выступает в качестве наставника, чаще всего профессионального, других молодых людей. 8) Интеграция. В результате решения указанных проблем возникают чувство целостности, значимости своей личности, мудрость, а вместе с ней и готовность к неизбежной смерти. С точки зрения психоанализа, события детского возраста могут благоприятно влиять на прохождение каждой стадии либо затруднять его. Если индивид не справится с одной из перечисленных задач, это помешает решению последующих, а при особом стечении обстоятельств может привести к развитию психических аномалий. Влияние других событий детства. Многие факторы, предположительно влияющие на психическое развитие, были впервые отмечены психотерапевтами, которые основывались на опыте работы со взрослыми людьми. При исследовании психически больных обычно выясняется, что в их детстве имели место распад семьи, изоляция от родителей и воспитание в общественных учреждениях, конфликты между родителями, отчужденность между родителями и ребенком, суровые методы воспитания и т.п. Одним из факторов, тесно связанных с личностными нарушениями, является длительное содержание детей в воспитательных учреждениях в ранний период их жизни, особенно в конце младенческого возраста. Большинство подобных учреждений обеспечивает хороший физический уход за детьми и правильное питание, но их штат так невелик, что ребенок вынужден проводить значительную часть времени сам по себе, лишенный внимания со стороны взрослых. Исследования показывают, что в такой ситуации дети развиваются медленнее, у них часто возникают нарушения в сфере межличностных отношений.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009