Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА К статье ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Детские страхи и ночные кошмары. Большинство детей порой испытывает страх в ситуациях, не представляющих реальной опасности. Темнота, в частности, может вызывать страх перед воображаемыми грабителями или чудовищами, тревогу в связи с возможными физическими увечьями или смертью. Оставляемый в комнате ребенка свет обычно помогает ему справиться с такими страхами. "Страшными" бывают и детские сны. Иногда ребенок в момент пробуждения не способен понять, что это просто сон. Обычно родители могут успокоить малыша, объяснив ему, что это всего лишь плохой сон. Не следует оставлять ребенка один на один с его страхами, и наличие ночных кошмаров еще не означает, что ребенок - невротик. Некоторым детям страхи и ночные кошмары мешают нормально жить; в таких случаях необходима профессиональная помощь. Однако полезно знать, что чаще всего детские кошмары - явление временное, и для их преодоления достаточно сочувственного отношения и разъяснений, что эти страхи не имеют реальной основы. Детские представления и понятия. Взрослые иногда плохо понимают, что многое из того, что для них совершенно обычно, детям только предстоит освоить. Например, каждый взрослый знает, что огонь, горящий в камине, неживой. Но у маленьких детей могут возникать весьма странные идеи о живом и неживом. В этом отношении дети, подобно взрослым в примитивных обществах, являются "анимистами", т.е. склонны одушевлять предметы и явления неживой природы, считая, скажем, что облака, бури, огонь и т.п. - живые и действуют по собственному усмотрению. Аналогично дети не всегда имеют ясное представление о реальности. Например, сон может показаться маленькому ребенку реальным событием. У детей живое воображение, поэтому иногда им трудно отличить действительность от вымысла. Когда взрослые думают, что ребенок лжет, рассказывая о событии, которого совершенно очевидно не могло быть, они, возможно, волнуются по этому поводу больше, чем следует. Необходимо помочь ребенку осознать, что его рассказ - вымысел, но не стоит обвинять его в обмане. Иногда, разумеется, дети намеренно лгут, например, чтобы избежать наказания. Но некоторые их явно ложные утверждения по своей сути не являются сознательным обманом. Телевидение. К актуальным проблемам детского воспитания относится чрезмерное увлечение детей телевидением. Большинство родителей отмечают, что лишение ребенка возможности смотреть телевизор - очень суровое наказание. Несомненно, насилие - серьезная социальная проблема. Однако постоянная демонстрация стрельбы, нападений и катастроф, как в телевизионных новостях, так и в телефильмах, безусловно наносит вред ребенку. Детей, склонных к агрессии, это может натолкнуть на такие формы насилия, какие они сами никогда бы не придумали. У других детей деформации подвергается вся эмоциональная сфера. В начале 1980-х годов в моду вошли игры на телеприставках, что еще больше усложнило вопрос об образовательной ценности телевидения. Родители и педагоги не испытывают удовлетворения от того, что дети часами стреляют в пришельцев из космоса. Однако у компьютерных игр есть и положительные свойства. С их помощью развиваются двигательные навыки, а если ребенок начинает интересоваться более интеллектуальными играми типа прохождения лабиринтов, это служит для него хорошей умственной тренировкой. Кроме того, некоторых детей компьютерные игры приводят к серьезному увлечению программированием. Как и в большинстве других вопросов, встающих перед родителями при воспитании детей, правильное решение скорее всего находится где-то посередине. Запрещение Запрещение смотреть телевизор или играть в компьютерные игры лишает детей ценного опыта, однако можно установить разумные временне рамки. Кроме того, важно, чтобы у ребенка были и другие впечатления, и другие типы игр. Желательно помочь детям перейти от "жестоких" игр к более интеллектуальным, и, конечно, полезно, если ребенок заинтересуется самим компьютером, а не только компьютерными играми. Развод. Хотя стресс, испытываемый ребенком при разводе, может быть не более сильным, чем от жизни с родителями, которые не ладят друг с другом и постоянно ссорятся, развод в любом случае негативно сказывается на ребенке. Более отдаленное воздействие развода зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у ребенка с обоими родителями. Обычно нужно около двух лет, чтобы он приспособился к новой ситуации. Несмотря на все трудности, окончательный разрыв психологически более приемлем, чем постоянно конфликтующая семья на грани развода. Многие разведенные родители через несколько лет создают новые семьи. Обычно повторный брак облегчает решение одних проблем, но создает другие, связанные с необходимостью для ребенка налаживать отношения с приемным отцом (или матерью). Жестокое обращение с детьми. В некоторых обществах физическое насилие со стороны родителей распространено больше, чем в других. С одной стороны, причина лежит в общей терпимости к насилию, с другой - в убеждении, что физическое наказание является приемлемой формой воспитания. Такой взгляд опасен тем, что наказание может стать слишком жестоким. Случаи жестокого обращения с детьми обычно являются кульминацией какого-то эпизода, который настолько выводит родителя из себя, что он теряет контроль над своими действиями. В этой ситуации важны также и особенности ребенка. Дети, с трудом контролирующие себя, чаще подвергаются физическому наказанию. Один из способов снизить число случаев жестокого обращения с детьми - обеспечение системы психологической поддержки для родителей. Родители, проявляющие насилие по отношению к своим детям, обычно не имеют близких друзей, к которым они могли бы обратиться за помощью, когда испытывают трудности в воспитании. Соперничество между детьми в семье. Старший ребенок часто чувствует раздражение по отношению к младшим, особенно к тому, кто родился вслед за ним, так как внимание родителей к более старшему ребенку сразу же уменьшается. Кроме того, маленькие дети часто действительно мешают своим старшим братьям или сестрам, вмешиваясь в их игры. Никакого магического способа решения проблемы соперничества детей в семье не существует. Но родители могут значительно ослабить соперничество, если будут побольше общаться и играть со старшим ребенком. Полезно также предоставить ему какие-то привилегии, подчеркнуть, что он "уже взрослый". Кроме того, обычное взаимодействие между детьми в семье, если только оно не представляет реальной опасности для младшего ребенка, - хорошая возможность для старшего научиться контролировать свое поведение. Ночное недержание мочи. Это нормальное явление в период, когда ребенок еще не начал пользоваться туалетом. До трех лет, а возможно, и до пяти-шести, мокрая постель, хоть и доставляет лишние хлопоты, еще не является психологической проблемой, и с ней обычно удается справиться простыми средствами: ограничить потребление ребенком жидкости по вечерам и будить его, чтобы он сходил в туалет (при этом ребенок должен полностью проснуться). Если же "ночные инциденты" не прекращаются несмотря на все усилия и особенно если они лишь часть проблем, связанных со страхами и тревожностью, необходима профессиональная помощь. Детские дошкольные учреждения. Решение родителей, воспитывать ли ребенка самим или прибегнуть к какой-либо посторонней помощи (от приходящей няни до детского сада), зависит от их взглядов на воспитание и от социально-экономических условий. Некоторые матери страдают от того, что их маленький ребенок покидает дом и забота о нем на какое-то время передается другому человеку. Другие считают, что профессионал лучше знает, как обеспечить здоровое развитие ребенка. Некоторые родители просто вынуждены помещать ребенка в детский сад. Нет никаких оснований полагать, что хорошо организованное вспомогательное (дневное) дошкольное воспитание причиняет ребенку вред, уменьшает привязанность к родителям или снижает их влияние на его развитие. Но не все способы вспомогательного дошкольного воспитания одинаково хороши. В зависимости от возраста ребенка и его личностных особенностей наиболее подходящим для него может оказаться приглашение приходящей няни, помещение на часть дня в домашнюю атмосферу другой семьи или же в детский сад. С другой стороны, вполне допустимо воспитывать ребенка дома. Взаимодействие со сверстниками, которое осуществляется в детских дошкольных учреждениях, может быть обеспечено и в домашней обстановке.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009