Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (десятисловие, декалог) - перевод еврейского выражения "асерет-ха-дварим", употребленного в Исх 34:28 и Втор 4:13 и 10:4. Традиция отождествляет десятисловие с "десятью заповедями", представленными в Книге Исхода (20:2-17) и еще раз, с небольшими разночтениями, - в Книге Второзакония (5:6-21). Однако некоторые исследователи отождествляли десятисловие с законами, содержащимися в Исх 34:10-26 и составляющими часть т.н. культового декалога, который библейская критика считает древнейшей частью Шестикнижия (Пятикнижие и Книга Иисуса Навина). Другие применяли термин "десятисловие" к законам, изложенным в Лев 19:2-18 и составляющим часть т.н. кодекса святости; к законам в Исх 20:23-26 и 23:10-19; и к законам Втор 27:15-26. Большинство исследователей признает, что традиционные десять заповедей первоначально имели более краткую форму. Согласно Библии, десять заповедей были возвещены Богом Моисею на горе Синай в пустыне и начертаны на двух каменных скрижалях, которые Моисей принес с собой с горы, где оставался сорок дней и сорок ночей. Спустившись вниз, он обнаружил, что сыны Израиля изготовили в его отсутствие золотого тельца, который изображал божество, вызволившее их из Египта; в гневе Моисей разбил скрижали. За этим последовало наказание и раскаяние части израильтян, после чего Моисей вновь взошел на гору Синай и, проведя там еще сорок дней и сорок ночей, спустился вниз с новыми скрижалями. Они были помещены в ковчег завета. Перечни десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются. Согласно еврейской традиции, в Исх 20:2 содержится первая заповедь, а в Исх 20:3 - вторая. Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в Исх 20:3, а Исх 20:2 рассматривается как общее вступление. Большинство протестантских церквей, а также Греко-католическая церковь делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх 20:3-6) на две, считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи - второй. Римско-католическая и Лютеранская церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь. Лютеране следуют порядку Второзакония и делают заповедь "Не желай дома ближнего" девятой заповедью, а дальнейшее - десятой.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009