Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ДУНЛИНЬ СЮЭ-ПАЙ

ДУНЛИНЬ СЮЭ-ПАЙ
ДУНЛИНЬ СЮЭ-ПАЙ Течение в неоконфуцианстве конца 16 - начала 17 в. Получило название по имени частной академии Дунлинь (Дунлинь шу-юань - Книжная палата Восточного леса), созданной в 1604 в восточном лесном предместье города Уси (провинции Цзянсу) на месте школы, основанной в начале 12 в. Ян Ши (1053-1135) и закрытой в 13 в. Создатели академии Гу Сяньчэн и его брат Гу Юньчэн (1550-1612) разработали в качестве руководства к учению Положение о Дунлиньском сходе (Дунлинь хуэй-юэ), где перечислялись "Правила ученичества в Пещере белого оленя" (Байлудун сюэ гуй), название которых подчеркивало преемствование традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося Чжу Си (1130-1200). После смерти Гу Сяньчэна в 1612 распорядителем академии, объединявшей более 300 членов стал Гао Паньлун (1562-1626). Дунлиньская школа имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Объединение наиболее активных ее сторонников именовалось Дунлиньской "партией" (Дунлинь дан). Ее ядро составляли государственные деятели, репрессированные в начале 1590-х годов. В основе их оппозиционных настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве главных регуляторов жизни общества в условиях политического кризиса династии Мин (1368-1644). В 1620 в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, но уже в середине 1620-х годов потерпели поражение и подверглись репрессиям. В 1625 академия была запрещена и разрушена, а в 1628-1629 восстановлена под началом У Гуйсэня, ученика Гао Паньлуна, после смерти которого бездействовала до 1643, когда ее возглавил племянник Гао Паньлуна Гао Шитай. В 1680-е годы она стала государственным учреждением, а в 20 в. - обычной школой. Дунлиньская школа противостояла главным образом Тайчжоуской школе последователей Ван Янмина (конец 15 - начало 16 в.) и стремилась обосновать целостность человеческого существования, в котором внутренняя свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Критикуя некоторые аспекты янминизма и чжусианства, ратуя за преодоление даосско-буддийских влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, Дунлиньская школа подготовила возникновение при династии Цин (1644-1911) "непосредственного", или "ханьского", учения (пу сюэ, хань сюэ). См. также ГАО ПАНЬЛУН; ГУ СЯНЬЧЭН.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009