Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ДАНИЯ: ИСТОРИЯ - Е. ДАНИЯ ВСТУПИЛА В ООН

ДАНИЯ: ИСТОРИЯ - Е. ДАНИЯ ВСТУПИЛА В ООН
ДАНИЯ: ИСТОРИЯ - Е. ДАНИЯ ВСТУПИЛА В ООН К статье ДАНИЯ: ИСТОРИЯ Ради сохранения хороших отношений с Западной Германией была подписана Кильская декларация 1955, гарантировавшая защиту прав датского меньшинства в южном Шлезвиге. Однако наиболее значительным событием во внешней политике Дании было решение отойти от давних традиций нейтралитета и присоединиться в 1949 к Организации северо-атлантического договора (НАТО). Вместе с тем Дания поддерживала политику сотрудничества со скандинавскими странами и участвовала организации Северного совета в 1952. Переговоры о вступлении Дании в ЕЭС, начались в 1961, были приостановлены в 1963 и возобновлены в 1969. Договор о принятии Дании в ЕЭС был подписан в 1972 и после его одобрения датчанами на всенародном референдуме вступил в силу с 1 января 1973. Сторонники участия Дании в ЕЭС (с 1 ноября 1993 переименованном в Европейский союз - ЕС), включая профсоюзных лидеров, а также промышленников, надеялись, что это позволит расширить экспорт, стимулировать развитие промышленности и сократить дефицит торгового баланса. Развитие мировой торговли и рост благосостояния европейских стран способствовали подъему датской экономики за 15 "золотых лет" (1958-1973). В связи с присоединением Дании к ЕАСТ резко возрос объем торговли со скандинавскими странами. Историческая дилемма выхода на английский и германский рынки была разрешена еще в 1973 путем вступления в ЕЭС. К сожалению, спад мировой экономики после нефтяного кризиса 1973-1974 имел тяжелые последствия и для Дании, где обострились проблемы инфляции, возрос дефицит торгового баланса и появилась безработица, почти искорененная с конца 1960-х годов. Экономический кризис грозил изменить статус Дании как государства всеобщего благоденствия. Хотя основы социальной политики были заложены еще до Второй мировой войны, только в период послевоенного процветания стали ощутимо сказываться ее несомненные преимущества для среднего класса и малосостоятельных слоев населения. Социальные программы производили должный эффект лишь при сохранении определенных темпов роста экономики, минимального уровня безработицы и согласии граждан платить очень высокие налоги (причем ни одно из этих условий не является приоритетным). На выборах 1973 партии, поддерживавшие курс на достижение всеобщего благосостояния, потерпели сокрушительное поражение. Особенно пострадали социал-демократы (потерявшие более четверти голосов избирателей) и консерваторы. Партия прогресса, основанная адвокатом, специалистом по налогам, а впоследствии убежденным противником налогов Могенсом Глиструпом, вышла победителем, но из-за крайней радикальности положений своей программы оказалась изолированной от других партий. Несколько радикальных левых партий выдвинули столь же неприемлемые программы, а новые центристские партии еще более затруднили создание коалиции. В результате в стране осуществлялись лишь отдельные реформы, пока в 1983 не пришла к власти более сильная коалиция несоциалистических партий - консервативной Народной (НКП) и либеральной Венстре. Премьер-министром стал Поуль Шлютер (НКП), а министром иностранных дел - Уффе Эллеманн-Йенсен (Венстре). Вначале новое правительство, опиравшееся и на центристские партии, осторожно провело ряд экономических и социальных реформ. Самые важные реформы были направлены на снижение инфляции путем отказа от повышения заработной платы и ее индексирования в зависимости от стоимости жизни, а также путем замораживания большей части государственных расходов и числа рабочих мест. В условиях улучшения экономического положения в 1984-1986 упрочилась поддержка политики правительства, но ограничительные меры предпринимались и после 1986. Только в 1993 начался значительный экономический рост, хотя безработица по-прежнему оставалась на высоком уровне. Внешняя политика правительства Шлютера была довольно противоречивой. Лидеры коалиционных сил придерживались антинатовской пацифистской и антиядерной политики и скептически относились к военному противостоянию в Центральной Европе. Участие Дании в европейской интеграции вызывало разногласия, особенно после того, как в 1985 были выдвинуты предложения по реформированию европейского рынка. Поддержка этих мероприятий населением на референдуме 1986 стимулировала значительные изменения в экономике страны: возросли иностранные капиталовложения, расширились контакты со странами ЕЭС, участились случаи слияния фирм. Участие в НАТО и политика безопасности оказались в центре внимания во время кампании по проведению внеочередных парламентских выборов в 1988. В результате была подтверждена необходимость членства Дании в НАТО. Окончание холодной войны и крах коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989-1991 повлияли на внешнеполитический курс Дании. Новый подход проявился в очень скромном участии в войне в Персидском заливе (1990-1991), активной поддержке независимых стран Балтии и быстрой интеграции бывших стран социалистического лагеря в ЕЭС. Маастрихтский договор сначала не получил поддержки в Дании на референдуме в июне 1992, но затем при повторном голосовании в мае 1993 был одобрен (с определенными оговорками). После прихода к власти коалиционного правительства во главе с социал-демократом Поулем Нюруп-Расмуссеном Дания направила значительные воинские соединения в миротворческие контингенты на Балканах. Внезапная отставка правительства Шлютера в 1993 из-за т.н. тамильского дела привела к изменениям в составе населения страны. В 1994, несмотря на формальное прекращение иммиграции, доля неевропейского населения составляла уже 2,2% населения. Возросло число беженцев, особенно из Югославии, стран Ближнего Востока и Южной Азии. Попытки министра юстиции Эрика Нинн-Хансена воспрепятствовать воссоединению тамилов (беженцев из Шри-Ланки в результате этнического конфликта) со своими семьями, уже живущими в Дании, вызвали грандиозный скандал. Предпринятые этим министром административные меры были признаны незаконными, а попытки Нинн-Хансена скрыть их от запросов в парламенте привели к отставке кабинета Шлютера, а Нинн-Хансен предстал перед судом и был осужден. В январе 1993 социал-демократы под руководством П.Нюруп-Расмуссена создали левоцентристскую коалицию - первое коалиционное правительство большинства с 1971. На парламентских выборах в сентябре 1994 социал-демократов поддержало гораздо меньшее число избирателей, а один из их партнеров по коалиции, Христианская народная партия, не получил ни одного места в Фолькетинге. Нюруп-Расмуссен реорганизовал коалицию и сформировал правительство меньшинства, которое удержалось у власти до выборов в марте 1998. После этих выборов он создал коалицию социал-демократов и радикалов, располагавшую всего 70 местами в Фолькетинге. Правительство продолжило свою работу в прежнем составе, проведя лишь перераспределение министерских портфелей.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009