Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ВИОЛА

ВИОЛА
ВИОЛА название семейства смычковых инструментов, популярных с 15 по 18 вв. Виолы отличались от инструментов скрипичного семейства прежде всего тем, что играли на них, упирая в колено или держа между коленями, - отсюда и родовое название виола да гамба ("ножная виола"), чтобы не смешивать с виолой да браччо ("ручной виолой"), предшественницей скрипичного семейства. В источниках упоминаются 6 видов виол, но главных разновидностей было три: скрипичная, теноровая и басовая. Во второй половине 17 в. мягкого, приглушенного тембра виолы уступили место блестящим скрипкам, и в употреблении осталась только басовая разновидность виол. Именно эта басовая виола с шестью струнами (настройка - ре, соль, до, ми, ля, ре1) называлась виолой да гамба или, сокращенно, просто гамбой. Во второй половине 17 - первой половине 18 вв. для нее было написано много произведений. Разновидностью семейства виол является и виоль д'амур. Это название в 18 в. относилось к виоле скрипичного типа с набором металлических струн, натянутых под обычными жильными струнами, по которым играли смычком. На металлических струнах непосредственно не играли, но они начинали звучать от вибрации жильных струн - феномен, известный как симпатическая вибрация. К виольному семейству принадлежал и баритон - басовая гамба с шестью игровыми струнами и многочисленными металлическими струнами под ними, которые надо было защипывать. Этот неуклюжий инструмент прожил короткую и не очень счастливую жизнь в германоязычных регионах; его вспоминают сегодня лишь потому, что Гайдн написал много пьес для игравшего на нем своего патрона, князя Эстерхази. Только одна виола избежала общей участи виол, замененных скрипками, - это виолоне, или контрабасовая виола. Она постепенно приобрела некоторые черты скрипки - такие, как количество струн и отсутствие ладов на грифе, сохранив, однако, отдельные особенности старого виольного семейства, включая плоскую нижнюю деку, покатые плечи и настройку по квартам. Поэтому современный контрабас считается одновременно и виолой, и скрипкой. См. также СКРИПКА.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009