Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ
ЦЗЮНЬ ЦЗЫ "Благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци2) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие "цзюнь цзы" соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже "совершенномудрого" (шэн1), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ1) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци2). Наделенный "знанием предопределения (мин1)", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009