Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





США: ЭРА ПРОГРЕССИЗМА

США: ЭРА ПРОГРЕССИЗМА
США: ЭРА ПРОГРЕССИЗМА (1901-1917) К статье СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ Истоки прогрессизма. Прогрессизм явился попыткой восстановить традиционные "посулы американской жизни". Гигантские тресты, возникшие в конце 19 в., казалось, могли диктовать свою волю при распределении вновь созданного богатства нации, и многие американцы, особенно фермеры, промышленные рабочие и значительная часть среднего класса, опасались, что эти бесконтрольно действующие индустриальные гиганты будут ущемлять их интересы. После 1900 целая плеяда публицистов предприняла "крестовый поход за социальную справедливость". Горячий отклик у большинства читателей нашла деятельность "разгребателей грязи" - группы прогрессивных репортеров, таких как Линкольн Стеффенс, разоблачивший коррумпированные муниципальные власти, Джон Спарго, вскрывший систему эксплуатации детского труда, и Айда Тарбелл, представившая убедительные свидетельства преступлений трестов. Прогрессизм как политическое движение затронул все уровни государственного управления. Вначале прогрессисты пытались добиться увольнения коррумпированных политиков. Такие муниципальные лидеры, как кливлендский мэр Том Джонсон и мэр Толидо Сэмюэл Джонс, сумели одержать победу в борьбе с продажными политиками. Губернаторы-реформисты вроде Роберта Лафоллетта (шт. Висконсин) и Чарлза Эванса Хьюза (шт. Нью-Йорк) добились аналогичных побед на уровне штатов. Реформисты в городах и штатах вводили новые формы управления (должность городского управляющего и постоянные муниципальные комиссии) и новую политическую технологию - т.н. прямую демократию (общественные инициативы, референдумы, отзыв депутатов, прямые первичные выборы, прямые выборы судей и сенаторов), чтобы предоставить возможность самим избирателям разоблачать планы коррумпированных политических организаций. Некоторые прогрессисты, осознав недостаточность чисто политических методов, стали добиваться проведения экономических и социальных реформ. Они надеялись возродить принцип равных возможностей с помощью законодательства о социальном обеспечении. В некоторых штатах были приняты законы о железных дорогах, в других - введены ограничения на продолжительность рабочего дня и запрещен детский труд. Возникли первые агентства социального обеспечения. Эти меры создали прецеденты для последующего совершенствования социального законодательства. Местные администрации и правительства штатов стали лабораториями прогрессизма. Успехи на местном уровне стимулировали попытки проведения реформ в государственном масштабе. Хотя прогрессисты добились успеха далеко не во всех начинаниях, они внушили обществу мысль, что правительство обязано стоять на защите общественных интересов, сдерживая и контролируя власть монополий. Теодор Рузвельт и прогрессизм. Рузвельт, историк, политик, "лихой всадник" и проповедник "активной жизни", в 1901, после того как президент Маккинли был застрелен анархистом, неожиданно занял президентский пост. Отнюдь не реформист по натуре, Рузвельт был вовлечен в водоворот событий. Он ответил на веление времени, выдвинув "теорию служения", которая ставила перед президентом задачу более позитивного, чем прежде, содействия повышению общего благосостояния народа. В период первого президентства Рузвельт начал применять концепцию позитивного лидерства, развернув кампанию против сверхкрупных корпораций, и приобрел репутацию борца с трестами. В 1904 он успешно провел судебный процесс против "Нортерн секьюритиз", холдинговой компании, созданной для контроля над железными дорогами Запада. Президент вмешался и в профсоюзные баталии, выступив посредником на переговорах с бастующими шахтерами в 1902. Поддержка Рузвельтом закона Элкинса 1903, вводившего федеральный контроль за железнодорожными тарифами, упрочила его высокую репутацию среди прогрессистов. В 1904 Рузвельт успешно провел избирательную кампанию, победив Олтона Паркера, умеренного восточного демократа, вызывавшего недовольство у аграрного крыла своей партии, с результатом 7628 тыс. голосов против 5085 тыс. Второй срок пребывания в Белом доме был отмечен еще более энергичным проведением прогрессистского курса, что отражало результат возросшего влияния прогрессистов на уровне штатов и муниципалитетов. Закон Хепберна (1906) усилил действие антитрестовского закона Шермана, но ценой этой победы стало обещание, данное Рузвельтом консервативному крылу Республиканской партии, не возвращаться к вопросу о пересмотре тарифов. Закон о чистоте продуктов питания и лекарств (1906) запрещал продажу товаров, не прошедших санитарный контроль, что явилось прямой реакцией на популярный роман Э.Синклера Джунгли, изображавший вопиющую антисанитарию на мясоперерабатывающих заводах. Несмотря на эти реформистские шаги, присущая Рузвельту умеренность устраивала его консервативных сторонников и членов Конгресса, критиковавших его "радикальные" программы. Разочарование в "политическом" прогрессизме, как в общенациональном масштабе, так и на местах, углублялось по мере все чаще звучавших утверждений прогрессистов, что покончить с укоренившимся в обществе неравенством можно лишь с помощью фундаментальных социально-экономических преобразований. Рузвельт ушел в отставку в 1909, благополучно передав бразды правления Уильяму Говарду Тафту, своему военному министру, одержавшему победу над Уильямом Дженнингсом Брайаном с результатом 7679 тыс. голосов против 6110 тыс. Тафт очень скоро попал под перекрестный огонь критики консервативных лидеров своей партии, в частности сенатора от Массачусетса Генри Кэбота Лоджа и сенатора от Род-Айленда Нельсона Олдрича, с одной стороны, и более энергичных прогрессистов - с другой. Тафт продолжил антитрестовскую кампанию, проводя ее даже более широким фронтом, чем Рузвельт. Во время его президентства были приняты еще две поправки к Конституции (1913) - 16-я, дававшая Конгрессу право устанавливать и взимать подоходные налоги, и 17-я, вводившая прямые выборы сенаторов. Следуя своим предвыборным обещаниям, Тафт попытался снизить тарифы, но в Конгрессе прошел закон о тарифах Пейна - Олдрича (1909), который лишь незначительно пересматривал существующие ставки. Неспособность президента добиться их снижения, а также успехи демократов на выборах 1910 вынудили многих прогрессистов от него отвернуться, особенно после того, как Рузвельт вернулся в большую политику в роли критика действующей администрации. Очередной ощутимый удар нанес конгрессмен-республиканец из Небраски Джордж Норрис, который возглавил коалицию "мятежных" республиканцев и демократов-прогрессистов против автократической власти спикера палаты представителей республиканца Джозефа Кеннона, заблокировавшего ряд прогрессистских инициатив. Верховный суд также нередко выступал против деятельности реформистов. В своих решениях судьи все чаще стали руководствоваться "правилом разума", позволявшим судам самостоятельно решать, являются ли административные законы нарушением юридического процесса или же представляют собой законное применение права. На практике такой подход успешно работал против некоторых важнейших прогрессистских законов. Разногласия между "лояльными" и "мятежными" республиканцами вышли на поверхность в 1912. Партия вновь выдвинула Тафта в президенты, но "мятежники" откололись и создали Прогрессивную партию ("Партию Сохатого"), которая выставила своего кандидата - Теодора Рузвельта. Рузвельт забыл о привычной умеренности и в знаменитой речи о "Новом национализме" открыто заявил о своей приверженности идее сильного президента и эффективного контроля над безответственными частными интересами. Кандидатом демократов стал Вудро Вильсон, губернатор Нью-Джерси и бывший президент Принстонского университета. Раскол в стане республиканцев фактически обеспечил ему победу. Выйдя на выборы с программой "Новой свободы", Вильсон получил внушительный перевес голосов выборщиков (435 голосов из 531), хотя за него проголосовало меньше избирателей (6297 тыс.), чем за Рузвельта (4119 тыс.) и Тафта (3487 тыс.) вместе взятых. Вудро Вильсон и прогрессизм. Программа "Новой свободы" ориентировала законодательную власть на достижение традиционных целей Демократической партии. Тарифный закон Андервуда - Симмонса 1913 снизил уровень тарифов и ввел прогрессивный налог на корпоративные и личные доходы. Закон о Федеральной резервной системе 1913 упорядочил банковское дело и позволил правительству регулировать денежную эмиссию и кредит с целью поддержания экономической стабильности. В 1914 были приняты два антитрестовских закона. Один из них учреждал Федеральную комиссию по торговле, наделенную полномочиями по борьбе с противоправными действиями фирм. Другой - антитрестовский закон Клейтона - вдохнул новую жизнь в старый закон Шермана. Отвечая на общественный призыв к более действенным прогрессистским мерам, Вильсон вышел за рамки программы "Новой свободы" и выступил с инициативой экспериментального социально-экономического законодательства. Федеральный закон о фермерских займах (1916) предоставил фермерам возможность получать долгосрочные кредиты. Закон Китинга - Оуэна о детском труде (1916) запретил перевозку через границы штатов товаров, произведенных детьми, закон Лафоллетта о моряках (1915) улучшил условия труда матросов торгового флота, закон Адамсона (1916) установил восьмичасовой рабочий день для железнодорожных рабочих. Подобно своему предшественнику Рузвельту, Вильсон в конечном счете поддержал выдвинутое прогрессистами требование решительнее добиваться социальной справедливости, отчасти для того, чтобы заручиться их поддержкой для переизбрания. Несмотря на все достижения, в ходе кампании 1916 Вильсон столкнулся с сильнейшей политической оппозицией. Член Верховного суда Чарлз Эванс Хьюз, бывший губернатор штата Нью-Йорк, был выдвинут кандидатом от Республиканской партии. Рузвельт поддержал его кандидатуру, однако Вильсон одержал победу над Хьюзом. Его победа была обеспечена поддержкой прогрессистов, а также популярностью предвыборного лозунга "Он спас нас от войны". Лозунг, однако, обрел ироническое звучание уже в апреле 1917, когда страна вступила в Первую мировую войну, положившую конец периоду реформ. Внешняя политика и дипломатия в 1900-1917. После 1900 США развивали новые отношения с тремя заморскими зонами своих интересов. Стратегические и экономические интересы в Латинской Америке предполагали необходимость достижения военного превосходства в Западном полушарии. Соперничество в тихоокеанском регионе в конечном счете потребовало поддержки неустойчивого баланса сил в Восточной Азии. Наконец, невзирая на все попытки оставаться в стороне от раздиравших Европу конфликтов, военные действия в Карибском море и на Тихом океане вынудили США пересмотреть свои отношения с европейскими державами. Латинская Америка. Несмотря на обещания гарантировать независимость Кубы, США в 1902 потребовали от нового государства включить в Конституцию поправку Платта, согласно которой над Кубой, по сути дела, устанавливался протекторат США с правом интервенции в случае необходимости пресечь внутренние беспорядки. Эта политика создала прецедент, который на протяжении 20 в. применялся и по отношению к другим латиноамериканским государствам. За время своего президентства Теодор Рузвельт сосредоточил усилия на проекте сооружения межокеанского канала в Центральной Америке для облегчения торговли и возможной переброски военно-морских сил. В конце концов он остановил свой выбор на Панаме, находившейся под суверенитетом Колумбии. Когда же Колумбия отказалась вести переговоры, президент начал оказывать моральную и материальную поддержку революционным группам в Панаме (1903). В итоге Панама обрела независимость, а США получили желанную зону в аренду. Строительство канала, потребовавшее решения весьма непростых инженерных проблем, началось в 1906 и было завершено в 1914. После 1898 национальные интересы США потребовали более решительных усилий по обеспечению политической стабильности в Латинской Америке. Рузвельт опасался, что "хронические прегрешения" латиноамериканских правительств могут спровоцировать европейскую интервенцию вопреки доктрине Монро. Чтобы предотвратить такой поворот событий, американский президент выступил с "Выводом Теодора Рузвельта из доктрины Монро" (1903-1904), в котором заявил о праве США на роль международного жандарма в Латинской Америке, если институты государственной власти той или иной страны окажутся неспособными выполнить свои обязательства перед другими странами. Эта политика привела к многочисленным интервенциям, в частности на Гаити, в Доминиканскую Республику и Никарагуа. Когда Тафт стал президентом, США предприняли попытку "долларовой дипломатии", надеясь привязать к себе Латинскую Америку с помощью частных инвестиций, однако эта тактика не возымела серьезного успеха. Военные интервенции США сильно встревожили латиноамериканцев и способствовали росту антиамериканских настроений в этом регионе. Президент Вильсон вскоре после вступления в должность дал понять, что не поддерживает "Вывод Теодора Рузвельта", однако за годы его администрации реальная политика США в регионе практически не изменилась. При Вильсоне была осуществлена интервенция в Мексику. В 1910 здесь началась революция. Первый революционный лидер Франсиско Мадеро был зверски убит узурпировавшим власть генералом Викториано Уэртой. Возмущенный действиями Уэрты, Вильсон потребовал его отставки, оказав моральную поддержку революционному лидеру Венустиано Каррансе. В 1914 американские войска высадились в Веракрусе, что содействовало окончательному низложению Уэрты. Карранса вскоре столкнулся с оппозицией в лице другого политического диссидента - легендарного Панчо Вильи, который надеялся свергнуть его режим, спровоцировав новую американскую интервенцию. В 1916 Вилья предпринял рейды на территорию США и другие провокационные действия. Вильсон поручил генералу Джону Першингу возглавить карательную экспедицию в Мексику и захватить преступника. Однако в 1917, после серии неудачных попыток выполнить президентский приказ, экспедиция была отозвана. Эти события способствовали изменению отношения США к политике вооруженных интервенций. Дальний Восток. Здесь США стремились обеспечить безопасность своих новых островных владений, особенно Филиппин, и расширить торговые связи с Восточной Азией. Для достижения этих целей государственный секретарь Джон Хей разработал доктрину "политики открытых дверей" (1899-1900). Нестабильность обстановки в Восточной Азии была результатом ослабления китайского влияния и стремительного превращения Японии в сильную современную державу. "Политика открытых дверей" стала попыткой обеспечить свободный доступ к китайским рынкам и предотвратить посягательства на суверенитет Китая со стороны таких держав, как Россия, Япония, Великобритания и Франция. В 1904 разразилась русско-японская война за контроль над Кореей и Маньчжурией. Неожиданная победа Японии породила угрозу японского господства в Восточной Азии. Рузвельт выступил с инициативой переговоров между двумя странами, завершившихся подписанием в Нью-Гэмпшире Портсмутского договора 1905. Договор восстанавливал дальневосточный баланс сил и отводил Японии гораздо более важную роль в регионе. Отдавая себе отчет в слабости "политики открытых дверей", Рузвельт заключил с Японией дополнительные соглашения (в 1905 и 1908). Джентльменское соглашение 1908 было нацелено на смягчение напряженности, возникшей вследствие дискриминации японских иммигрантов на западном побережье США. При Филандере Ноксе, государственном секретаре в администрации Тафта, была предпринята попытка применить "долларовую дипломатию" в Дальневосточном регионе, чтобы стимулировать экспорт американского капитала в Маньчжурию. Но эта попытка не достигла цели, особенно после того, как преемник Тафта Вильсон отозвал американские средства из международного финансового консорциума, созданного для строительства железных дорог в Китае. Когда началась Первая мировая война, Япония предприняла ряд дальнейших посягательств на китайский суверенитет. Предъявленные Китаю в 1915 "двадцать одно требование" фактически переводили эту страну в статус японской колонии. Государственный секретарь США Уильям Дженнингс Брайан выступил с решительным протестом, который, правда, имел лишь незначительный эффект, однако упорное китайское сопротивление и антиэкспансионистские силы в самой Японии ограничили ее территориальные приобретения регионами, ранее контролировавшимися Германией. Европа. Вмешательство США в дела стран Латинской Америки и Тихоокеанского региона внесло существенные коррективы в отношения США с европейскими державами. После 1900 американские интересы на мировой арене все чаще совпадали с интересами Великобритании и противоречили интересам Германии. Почти все шумные споры с англичанами были улажены в ходе переговоров между 1900 и 1914, однако ряд конфликтов и глобальное соперничество заметно подорвали американо-германские связи. Сложившаяся геополитическая ситуация сильно повлияла на отношение американцев к Первой мировой войне, когда две гигантские коалиции сил - западноевропейские страны во главе с Великобританией и центральноевропейские страны во главе с Германией - внезапно оказались в состоянии всеобщей войны. До 1914 США всячески пытались избежать участия в европейских конфликтах.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009