Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





США: ЭКОНОМИКА - Б. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

США: ЭКОНОМИКА - Б. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
США: ЭКОНОМИКА - Б. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ К статье США: ЭКОНОМИКА В 1980-х - начале 1990-х годов занятость в промышленности США существенно уменьшилась. В 1965 в добывающих отраслях, на строительстве и в обрабатывающей промышленности работали 36,1% занятых, а в 1995 этот показатель снизился до 20,6%. С 1980 до середины 1990-х годов в стране было ликвидировано почти 2 млн. рабочих мест в обрабатывающих отраслях и ок. 500 тыс. - в горнодобывающих. С 1979 по 1992 общая занятость увеличивалась в среднем на 1,4% в год, но в сталелитейном производстве она снижалась ежегодно на 6,1%, в металлообрабатывающих отраслях - на 4,5%, в автомобилестроении и производстве оборудования - на 1,5%, а в швейной и текстильной промышленности - на 2%. Массовые увольнения, особенно на производстве, становились все более обыденным явлением. В начале 1990-х годов стало расти число безработных менеджеров среднего звена и квалифицированных специалистов. Снижение занятости в производстве отчасти объяснялось перемещением предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой, а отчасти - конкуренцией иностранных производителей, в частности западноевропейских и азиатских. Кроме того, сокращение числа рабочих мест на производстве было обусловлено технической модернизацией и повышением спроса на операторов ЭВМ и программистов, вытеснявших рабочих с низкой или средней квалификацией. Новые рабочие места появились главным образом в сфере услуг. В 1996 наибольшим спросом пользовались (в порядке убывания): специалисты по обслуживанию компьютеров, инженеры по компьютерной технике, системные администраторы, помощники в работе по дому и по уходу за больными и детьми. К середине 1990-х годов работники сферы услуг составляли более 75% общей численности занятых. Рабочие места в этой сфере обычно оплачиваются ниже, чем на производстве. В 1996 средняя почасовая компенсация (заработная плата плюс неденежное вознаграждение) во всех видах обслуживания составила 16,28 долл., а на производстве - 21,27 долл. Рост числа рабочих мест в сфере услуг сопровождался значительным распространением временной и частичной занятости. С 1970 по 1990 количество временных рабочих мест возросло на 211%, главным образом за счет конторских и розничных услуг, что в процентном отношении почти вчетверо превышает общий рост числа рабочих мест в стране. Число частично занятых за это время увеличилось на 121%. Сдвиги в структуре экономики США и изменения в составе американской семьи отразились в занятости населения. В 1965 в стране работали 39,3% женщин, которые составляли 34,8% от общего числа занятых. В 1997 работали уже почти 60% американских женщин, которые составляли 46,2% занятых. Доля работающих афроамериканцев, испаноязычных американцев, азиатов и индейцев выросла за тот же период с 10,8 до 20,6%. В связи с сокращением промышленного производства была заметно подорвана база занятости городского населения, что вызвало рост безработицы во многих городах, особенно в промышленных районах Среднего Запада и Северо-Востока. Вдобавок многие корпорации стали размещать свои головные офисы и различные службы в пригородах и небольших городах, особенно на Юге и Юго-Западе. Существенные изменения произошли также в стратегии управления персоналом и отношений с профсоюзами во многих крупных корпорациях. После Второй мировой войны, когда ок. 35% наемных работников были объединены в профессиональные организации, предприниматели совместно с профсоюзами выработали форму скрытого сотрудничества. Профсоюзы отказались от постоянного контроля за производственными решениями в обмен на обязательство корпораций увязывать рост заработной платы с повышением производительности труда. Такая договоренность получила название "трудового соглашения". В первые послевоенные годы экономика переживала расцвет, прибыли росли, а соответственно повышалась заработная плата. Американские рабочие-автомобилестроители и сталелитейщики в ту пору были самыми высокооплачиваемыми "синими воротничками" в мире. Но в конце 1960-х - начале 1970-х годов прибыли корпораций стали уменьшаться. В середине 1960-х годов прибыли за вычетом налогов составили рекордные 10%, а к середине следующего десятилетия упали ниже 6%. Многие корпорации стали добиваться от профсоюзов согласия на снижение заработной платы и более гибкую систему распределения труда, а в некоторых случаях пытались даже избавиться от профсоюзов. Этот процесс достиг апогея к 1981, когда президент Роналд Рейган уволил 8590 бастующих авиадиспетчеров после того, как те отказались возобновить работу. Сочетание агрессивной корпоративной стратегии, ограниченных возможностей для предъявления коллективных требований и возрастающей конкуренции со стороны дешевой рабочей силы зарубежных промышленных зон ослабило позиции американского рынка труда. После неуклонного роста с 1950-х до начала 1970-х годов и достигнутого в 1973 пика реальная заработная плата (с учетом инфляции) рабочих, занятых в несельскохозяйственном производстве, стала снижаться в среднем на 1% в год. Реальная покупательная способность также сократилась. В 1997 минимальная оплата труда (5,15 долл. в час) с учетом инфляции была меньше, чем минимальная оплата (1 долл. в час) в 1956. В 1997 работник с полной занятостью, зарабатывавший 5,15 долл. в час, имел годовой доход ок. 10 тыс. долл. Организация производства. Экономика США базируется на частной собственности и стремлении к получению прибыли. Промышленные и страховые компании, магазины, фермы, банки и многие предприятия сферы услуг принадлежат частным инвесторам. Номенклатура и объемы производимых товаров, ценообразование, реализация товаров и услуг определяются владельцами частных предприятий или назначаемыми ими менеджерами. Процесс принятия решений в частном бизнесе продиктован прежде всего необходимостью поддерживать прибыльность предприятий. На эти решения оказывают влияние также конкурирующие фирмы, трудящиеся, профсоюзы, правительство. Конкуренция между различными фирмами приводит к снижению прибыли и может стимулировать слияние предприятий. Для более крупных фирм, как правило, характерны экономия затрат за счет масштабности операций и эффективный контроль над ценами и прибылями. Крупные корпорации возникли в конце 19 в., когда в результате слияния мелких предприятий сформировались такие гиганты, как "Юнайтед Стейтс стил" и "Стандард ойл". В 1995 в США насчитывалось 16,4 млн. некорпоративных частных предприятий несельскохозяйственного профиля, 1,58 млн. партнерских компаний и 4,4 млн. корпораций. Именно корпорации играют наибольшую роль в экономике США. В 1995 доходы некорпоративных частных предприятий составили 807 млрд. долл., доходы партнерских компаний - 853 млрд. долл., доходы же корпораций превысили 14,5 трлн. долл. Большая часть продукции корпораций производится небольшим числом крупнейших фирм. Хотя в 1995 корпорации с капиталом свыше 250 млн. долл. составляли лишь 1,6% всех корпораций страны, на их долю приходилось почти 85% суммарной прибыли. В банковско-финансовом деле усугубляется концентрация капитала. В 1997 на территории США действовали 9143 банка с общим капиталом 5 трлн. долл. (в среднем по 548 млн. долл. в каждом). Для сравнения: в 1985 в стране было 14 417 банков с общим капиталом (в долларах 1997) 3,7 трлн. долл. (в среднем по 254 млн. долл. в каждом). Банки играют огромную роль в экономике страны. В 1996 доля банков, страховых обществ, компаний по операциям с недвижимостью и кредитных организаций в ВВП составляла 19%. Операции с недвижимостью дали 886 млрд. долл., депозитные институты, включая коммерческие банки, - 247 млрд., страхование - 136 млрд. В 20 в. государственный сектор в экономике существенно расширился, особенно в годы мирового экономического кризиса и Второй мировой войны, однако расходы федерального правительства в период с 1975 по 1995 оставались относительно стабильными. В 1995 федеральные расходы составили 21,1% ВВП (в 1975 - 21,4%). Правительство имеет возможность влиять на экономику с помощью бюджетной политики, т.е. изменяя уровень расходов или налогообложения. Федеральная резервная система (ФРС) США контролирует объем денежной массы в стране и оказывает колоссальное влияние на финансовые рынки. ФРС принимает решения независимо от федерального правительства, президент США назначает членов совета управляющих на 14-летний срок. Изменяя объем денежной массы, ФРС оказывает значительное влияние на размер процентных ставок. Уменьшая денежную массу, ФРС повышает процентные ставки, тем самым снижая темпы экономического роста. Аналогичным образом, увеличение денежной массы приводит к снижению процентных ставок и стимулирует экономический рост. В 1980 - начале 1990-х годов ФРС проводила антиинфляционную политику, удерживая процентные ставки на высоком уровне, а темпы экономического роста - на сравнительно низком уровне. Национальный доход и распределение доходов. В 1997 ВВП США составил 8079 трлн. долл. Значение годового прироста реального ВВП часто используется в качестве индикатора здоровья экономики. С 1960 по 1995 темпы роста ВВП замедлились: в 1960-е годы среднегодовой прирост составлял 4,5%, в 1970-е - 3,5%, в 1980-е - 3,0%, а в 1990-1995 - 2,1%. Хотя темпы экономического роста США существенно снизились, их экономика остается ведущей в мире. В то же время по величине ВВП на душу населения США (27 821 долл.) уступает лидерство только Люксембургу (32 416 долл.). ВВП за вычетом амортизации основного капитала и косвенных налогов на бизнес называется национальным доходом. Он распределяется в виде заработной платы и различных дополнительных выплат, прибылей частных владельцев и ренты, корпоративных прибылей и дивидендов, выплачиваемых в различных секторах экономики - работникам, владельцам недвижимости, владельцам предприятий и финансистам. В период с 1990 по 1995 общий фонд заработной платы в США составлял 60% национального дохода, дополнительные выплаты работникам - 13%, прибыли частных владельцев - 8%, рентный доход - 2%, корпоративная прибыль - 9% и дивиденды - 8%. В целом 73% национального дохода составляла оплата труда, а 27% достались владельцам недвижимости, предприятий и финансовых активов. В 1996 средний семейный доход в США составил 35 492 долл. Сохраняется, впрочем, значительное неравенство в распределении доходов. Серьезной проблемой остается бедность. В 1996 почти 37 млн. человек жили ниже официальной черты бедности. В зоне высокого риска бедности оказываются дети. В 1996 20% американских детей жили в нищенских условиях. Высока степень этого риска и у женщин. Среди американцев, живших в 1996 ниже черты бедности, женщины составляли 56%, а мужчины 44% (среди последних 48% - подростки до 18 лет).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009