Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





СУДАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

СУДАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
СУДАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА К статье СУДАН Правительство. Со времен объединения в 19 в. областей, составляющих нынешнюю территорию Судана, сохраняются традиции авторитарного, централизованного и бюрократического метода управления страной. На практике эта система претерпевает изменения вследствие ряда факторов, характерных для Судана: наличия огромной территории при отсутствии адекватных средств сообщения, разнообразия этнического состава населения и сохраняющейся межплеменной враждебности. В период турецко-египетского господства верхушка административного аппарата формировалась из числа подданных Османской империи, главным образом египтян. После образования махдистского государства ключевые посты в управлении перешли к суданцам-северянам из принильских районов, а в период правления халифа Абдуллахи (1885-1898) - к его соплеменникам баггара. В период существования кондоминиума первоначально высшие должности занимали англичане, но затем постепенно росло число чиновников-суданцев. Английские должностные лица осуществляли контроль над сельскими районами страны через систему традиционной власти и племенных вождей. После завоевания независимости у кормила власти неизменно находились северные суданцы. Накануне завоевания независимости в 1956 в стране уже сложилась система государственной власти в виде избираемого парламента и кабинета министров во главе с премьер-министром. Первым шагом было формирование консультативного совета Северного Судана в 1944. В 1948 последовало создание Законодательного собрания, в состав которого вошли представители как северных, так и южных районов, а в 1954 - первого в истории страны двухпалатного парламента, бльшая часть депутатов которого избиралась в ходе прямых выборов. В период кондоминиума вся власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, при котором с 1910 функционировал совет высокопоставленных чиновников-англичан. В 1948 этот орган был заменен Исполнительным советом, в состав которого вошли министры-суданцы. После создания парламента исполнительные полномочия генерал-губернатора почти полностью перешли к состоящему из суданцев кабинету министров, подотчетного законодательному органу. С провозглашением независимости остатки сохранявшейся у генерал-губернатора власти были переданы Верховной комиссии, которая состояла из пяти суданцев. После военного переворота в ноябре 1958 было приостановлено действие конституции и запрещена деятельность парламента и политических организаций. В результате народных выступлений в октябре 1964 в стране было восстановлено гражданское правление, а в 1965 возобновил свою работу парламент. Но в мае 1969 вновь произошел военный переворот, действие конституции и деятельность парламента были приостановлены, а политические организации распущены. Состоявший из десяти членов Революционный совет во главе с Джафаром аль-Нимейри взял на себя функции высшего органа власти. В 1972 аль-Нимейри распустил Революционный совет и в 1973 обнародовал конституцию, предусматривавшую восстановление поста президента с широкими полномочиями и создание народных советов. В 1985 правительство аль-Нимейри было свергнуто в ходе нового военного переворота, и власть перешла к другому военному совету. После выборов 1986 в Судане была восстановлена парламентская демократия, и правительство возглавил Садык аль-Махди. Правительство предприняло несколько безуспешных попыток договориться о прекращении гражданской войны на юге Судана. Неудачи Садык аль-Махди в этом направлении, а также ухудшение экономического положения в стране предопределили успех военного переворота в июне 1989 во главе с Умаром Хассаном аль-Баширом. В качестве руководителя Революционного руководящего совета национального спасения аль-Башир отменил действие конституции, а также деятельность Национальной ассамблеи, профсоюзов и всех политических организаций. Действия нового руководства Судана пользовались безусловной поддержкой со стороны Национального исламского фронта. В 1993 руководящий Революционный совет был заменен гражданским правительством, которое по-прежнему возглавлял аль-Башир и которое продолжало находиться под влиянием исламских фундаменталистов. На президентских выборах 1996 безусловную победу одержал аль-Башир. В том же году прошли выборы в Национальную ассамблею. В ситуации, когда все остальные политические организации находились под запретом, легко победили кандидаты от Национального исламского фронта. Одним из достижений законодательного органа стала подготовка текста новой конституции, которая была принята в 1998. Политические партии. До военного переворота 1989 ведущие политические партии Судана были представлены Юнионистско-демократической партией, Суданской коммунистической партией, партией "Аль-Умма", традиционной махдистской партией, созданной в 1945, и рядом относительно немногочисленных партий Юга Судана. Наиболее влиятельными из них были Суданское народно-освободительное движение (СНОД) и его военное крыло Суданская народно-освободительная армия (СНОА). Эта группировка во главе с Джоном Гарангом де Мабиором возникла в 1983 на волне сопротивления политике аль-Нимейри, направленной на введение нового административного деления на юге страны. На протяжении многих лет деятельность СНОД ограничивалась пределами Южного Судана, однако в 1995, выступив против аль-Башира и Национального исламского фронта, Гаранг вместе с рядом политических лидеров Севера сформировал коалицию под названием Национальный демократический союз (НДС). В его состав вошли такие влиятельные оппозиционные политические партии, как "Аль-Умма" и Юнионистско-демократическая партия. Другие политические группировки Юга - Фронт освобождения Южного Судана и Оборонительные силы Южного Судана, хотя и выступали против правительства в Хартуме, тем не менее воздержались от вхождения в НДС. Традиционно политические организации в Судане выражали скорее личную лояльность и амбиции, чем политические принципы. Исключение составляла созданная в 1944 Суданская коммунистическая партия. Судебная система. В 1983 аль-Нимейри заменил все существовавшие юридические законы мусульманскими законами шариата, основанными на коране. Они включали такие виды наказаний, как отсечение рук и ног, а также забрасывание камнями. В 1986 законы шариата были отменены, и была временно восстановлена судебная система, основанная на гражданском кодексе англо-индийского образца. В 1991 произошло возвращение к исламскому законодательству, что вызвало недовольство и сопротивление со стороны в основном христиан, а также населения южных районов страны, придерживающихся традиционных местных верований. Вооруженные силы. До 1924 суданские войска входили в состав вооруженных сил Египта, затем под названием Оборонительные силы Судана и под командованием английских офицеров стали чисто суданскими воинскими подразделениями. В 1954 англичане были уволены с офицерских постов, и вооруженные силы страны получили название Суданская армия. В 1998 Судан располагал вооруженными силами численностью немногим более 100 тыс. человек и мог быстро мобилизовать десятки тысяч членов Народных сил обороны - милицейских частей, подчиненных Национальному исламскому фронту. Современные виды вооружения Судан получал от Ливии, Ирака и Китая. Местные органы управления. После Второй мировой войны начался процесс замены английских районных комиссаров, наделенных широкими полномочиями, местными советами с территориальной, а не племенной юрисдикцией. Была введена система назначения местных правительственных инспекторов, к которым перешли многие административные функции районных комиссаров. Были также урезаны права губернаторов провинций. После 1958 военный режим пытался усилить роль провинций, с этой целью были созданы советы провинций, куда входили избираемые и назначаемые члены во главе с назначаемым из центра главой совета. Кроме того, формировался местный исполнительный орган провинции, и каждая провинция имела собственный бюджет. Но на практике работа советов протекала крайне вяло, и после революции 1964 они почти перестали функционировать. Возобновление в 1980-х годах гражданской войны и стремление Национального исламского фронта к централизации страны в 1990-е годы привели к сокращению властных полномочий местных органов управления. Внешняя политика. В период 1967-1971 значительная помощь поступала в Судан из СССР и стран Восточной Европы. Во времена президента аль-Нимейри началось укрепление связей с Западом. Военный переворот 1989 привел к установлению тесных отношений с Ливией, что негативно отразилось на отношениях со странами Запада. После визита президента Ирана Рафсанжани в Судан в декабре 1991 многие западные и умеренные арабские государства свернули свои отношения с Суданом, поскольку он блокировался с государствами, исповедующими исламский фундаментализм. Сам Судан отказался получать помощь от США, заявив, что американцы используют ее для осуществления шпионской деятельности. Основной сферой деятельности в Судане международных организаций, в частности ООН, в этот период была доставка гуманитарной продовольственной помощи голодающему населению южных районов страны.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009