Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





СИНЬ

СИНЬ
СИНЬ Благонадежность" ("доверие", "вера", "истинность", "верить", "доверять"). Понятие китайской философии, главным образом конфуцианской этики. В Го юй (5-3 вв. до н.э.) синь - одна из составляющих "<ритуальной> благопристойности" (ли2) вместе с "верностью" (чжун2), "гуманностью" (жэнь2), "должной справедливостью" (и1), "хранилище" этих качеств. В Лунь юе (5 в. до н.э.) "любовь верхов к благонадежности" объявлена условием отсутствия тех, кто бы "осмелился не проявить чувство привязанности". Там же синь фигурирует как один из принципов, основываясь на которых, "учил" Конфуций, наряду с "культурой" (вэнь), "действиями" (син3, см. ЧЖИ - СИН) и "верностью"; предпосылками "благонадежности" являются "<почтительная> осторожность (цзин4) в делах" и "осмотрительность" (цзинь). Если в Лунь юе синь трактуется главным образом как атрибут вышестоящих - правителей и "благородных мужей" (цзюнь цзы), то в Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) "благонадежным" предлагается считать всякого, кто "способен чувствовать добро (шань)". Во 2 в. до н.э. Дун Чжушу связал конфуцианские этические категории с классификационной схемой "пяти элементов" (у син1), включив синь в число "пяти постоянств (у чан) - моральных основ, посредством которых правитель "исправляет пороки" подданных "гуманность", "должная справедливость", "<ритуальная> благопристойность", "знание" (чжи2, см. ЧЖИ - СИН, в данном случае - синоним "разумности", чжи1), "благонадежность". В Цзо чжуани (4-2 вв. до н.э.) С. определяется прежде всего как атрибут отношений между равными - друзьями. Начиная с Чжун юна (4-2 вв. до н.э.) коррелятом "благонадежности синь в конфуцианстве становится "искренность" (чэн1). Эта связь отчетливо проявляется в сочинениях основоположников неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) переместивших фокус внимания в коррелятивной цепи "искренность" - "благонадежность" на последнее звено, обладающее большей конкретностью и практической иллюстративностью. Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) акцентировал субъективный аспект синь как "доверия", характеризующего отношение "совершенного мужа" (цзюнь цзы) к своему "благосмыслию" (лян чжи) - познавательной способности и высшему нравственному принципу. В неконфуцианских течениях древнекитайской философии понятие "синь" применялось в разных значениях. Например, у моистов (см. МОИЗМ) синь выступает как гносеологическая категория - "истинность", соответствие высказывания той мысли, которую оно должно выразить. В протодаосских пассажах Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) синь означает "неизменность благодатного предопределения (мин1)", т.е. относится к сфере взаимоотношений человека с высшими силами. В Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) представлена легистская трактовка "благонадежности"-синь. как отношения народа к правителю: оно обусловлено правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и "мощью" государя и государства.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009