Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПАПСТВО: ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

ПАПСТВО: ДВАДЦАТЫЙ ВЕК
ПАПСТВО: ДВАДЦАТЫЙ ВЕК К статье ПАПСТВО Пий X. После кончины папы Льва XIII (1903) церковь была намного сильнее, нежели в начале 19 в., однако она по-прежнему настоятельно нуждалась в существенных административных преобразованиях. Следующий папа, св. Пий X (1903-1914), ревностно взялся за эту задачу. В начале его понтификата управление церковью все еще осуществлялось при посредстве 15 конгрегаций, учрежденных Сикстом V в 1587. Следствием этой системы явилось недостаточное разграничение полномочий и дублирование функций; некоторые из конгрегаций были перегружены работой, существование других утратило всякий смысл. Папа предпринял радикальную реорганизацию конгрегаций: он упразднил одни конгрегации, создал взамен ряд новых и очертил для каждой из них четкий круг конкретных задач. В результате Курия стала включать в себя 12 конгрегаций, 3 трибунала, 4 секретариата и многочисленные папские комиссии. Кроме того, Пий X реорганизовал папский конклав с целью обеспечить полную свободу волеизъявления при выборах папы. Он упразднил право предварительного вето (когда светский государь указывает отправляющемуся на конклав кардиналу, какую из возможных кандидатур он хотел бы заведомо исключить), которое было предоставлено австрийскому императору и которым тот воспользовался на конклаве, избравшем Пия X. Он также запретил - под угрозой отлучения от церкви - разглашать содержание дискуссий, которые ведутся на конклаве. При папе Пие число кардиналов неитальянской национальности увеличилось, так что впервые за много веков итальянцы утратили свой численный перевес в коллегии кардиналов. Быть может, важнейшим из его преобразований явилась кодификация канонического права. Многие каноны были адаптированы, и силу закона получили все 2414 канонов, среди них некоторые обладали лишь рекомендательной силой вплоть до включения их в новый кодекс 1917 года. Работа по кодификации существенно облегчила усвоение и применение норм церковной дисциплины, так как права и обязанности клириков и мирян теперь были сформулированы предельно четко. Папа Пий X вошел в историю папства также благодаря ряду других своих инициатив, направленных на укрепление церкви. Одною из них стала его несколько опрометчивая кампания против теологического "модернизма", напоминавшая печально известный Силлабус. Другая инициатива состояла в требовании частого причащения. Кроме того, он произвел реформу литургии и церковной музыки и всячески поощрял углубленное изучение Св. Писания. Бенедикт XV. Папа Пий скончался вскоре после начала Первой мировой войны. Его преемник, Бенедикт XV (1914-1922), был способным дипломатом, которому удалось сохранять строгий и весьма уместный в сложившихся обстоятельствах нейтралитет на протяжении всей войны. В 1915 он обратился с посланием ко всем воюющим народам и их правительствам, призывая прекратить войну и заключить справедливый мир. В 1917 папа предпринял беспрецедентный шаг, направив всем воюющим странам дипломатическую ноту, где изложил семь пунктов, которые могли бы лечь в основу мирного договора, и предложил свое посредничество для завершения конфликта. Однако его предложение не было серьезно воспринято ни одной из воюющих сторон. В самом начале войны Бенедикт XV учредил в Ватикане бюро по делам военнопленных. Бюро получало списки пропавших без вести солдат из германских и французских лагерей для военнопленных и передавало эту информацию семьям солдат. Бюро организовывало обмен определенных категорий военнопленных, в частности тяжелораненых, и перевод в нейтральную Швейцарию отцов многодетных (более четырех детей) семейств. Кроме того, оно обеспечивало обмен пленных из числа мирного населения и добилось освобождения многих женщин, детей, мужчин старше 50 лет, врачей и священнослужителей. Пий XI. После окончания Первой мировой войны перед папством стояли следующие задачи: 1) расширение Католической церкви, преимущественно посредством миссионерской деятельности в странах "третьего мира"; 2) упрочение влияния самого папы - и как главы церкви, и как высшего авторитета в вопросах вероучения и морали; 3) расширение влияния церкви на общество в целом, выражающееся прежде всего в борьбе с советским коммунизмом, борьбе с явлениями, которые рассматривались папами как грубо противоречащие нормам морали, например, с абортами и с применением средств контрацепции, и в гуманитарной работе, направленной на облегчение участи бедных людей и бедных стран; 4) адаптацию церковной практики особенно в области литургических реформ к современным представлениям; 5) сохранение традиционных католических доктрин и установлений (в частности, исключительно мужского, целибатного - для латинского обряда - священства). Осуществление этих задач было предпринято рядом энергичных и деятельных пап, первым из которых стал Пий XI (1922-1939). Начиная с 1870 папы жили в качестве добровольных пленников в Ватикане, где итальянское правительство позволяло им поддерживать отношения с епископами во всем мире, формально признавая их суверенитет, но в то же время продолжая считать их субъектами итальянского законодательства. Именно это стало главным предметом спора между Святым Престолом и итальянским правительством, так как папы считали, что не могут эффективно управлять Католической церковью, оставаясь при этом подданными какого-либо государя или правительства. На протяжении долгих лет и папы, и итальянское правительство связывали решение этого вопроса с вопросом о власти над Римом и прилегающей к нему областью. Однако уже при папе Пие X в отношениях между папством и правительством наметился сдвиг. В 1929 папа Пий XI воспользовался сложным положением Б.Муссолини для того, чтобы разрешить эту проблему, в результате чего были заключены "Латеранские соглашения". Они состояли из трех частей. Первой частью являлся собственно договор, по которому два суверенных партнера соглашались о создании государства Ватикан, управляемого папой. Этому крошечному государству на площади около 44 га гарантировались все права, связанные с суверенитетом: свобода установления дипломатических отношений с другими странами (даже находящимися в состоянии войны с Италией); дипломатический иммунитет для официальных лиц, аккредитованных при Святом Престоле; неприкосновенный нейтралитет Ватикана; признание кардиналов князьями церкви, сохраняющими свое ватиканское гражданство даже и в тех случаях, когда они вынуждены жить в самом Риме. Вторую часть составляла финансовая конвенция: Италия выплачивает папству определенную компенсацию за утрату Святым Престолом Рима и других территорий, принадлежавших церкви. Третья часть ? конкордат (пересмотренный в 1984) - касался условий существования и деятельности церкви в Италии. Пий XI издал три энциклики, осуждавшие современный тоталитаризм. Divini Redemptoris осуждала коммунизм в Советском союзе, Mit brennender Sorge содержала решительный приговор нацизму, Non abbiamo bisogno была направлена против итальянского фашизма. В энциклике о браке Casti connubi папа осуждал контроль над рождаемостью. Быть может, самой известной из энциклик папы Пия стала Quadragesimo anno, изданная к сорокалетию опубликования энциклики Льва XIII Rerum novarum, посвященной положению рабочих, и развивавшая применительно к современным условиям положения, касающиеся прав и обязанностей работодателей и трудящихся. Пий XII. Следующий папа, Пий XII (1939-1958), впервые с момента декларации I Ватиканским собором принципа непогрешимости папы провозгласил догматическое определение, прямо основанное на этом принципе (1950). Согласно этому определению, Дева Мария была во плоти вознесена на небо. В том же году, в энциклике Humani generis, он предостерег ученых от увлечения некоторыми философскими системами, в частности экзистенциализмом, которые подрывали основы католического вероучения. В других энцикликах Пия XII намечены те перемены, которые впоследствии были закреплены в постановлениях II Ватиканского собора. В энциклике Mediator Dei папа Пий разъяснял сущность и смысл литургического богопочитания и призывал верующих к более активному участию в литургии. В энциклике Mystici Corporis он рассматривал сущность церкви как Мистического Тела Христа и связь между церковью и Христом как ее основателем. После войны Пий XII стал первым папой, который широко использовал возможности личных контактов с массами католиков-мирян, возникшие в результате заключения Латеранских соглашений. С конца 1940-х и в 1950-е годы он устраивал большие публичные аудиенции в Риме и в Кастель Гандольфо, летней папской резиденции; всего за годы своего понтификата он обратился к более чем 15 миллионам паломников. Иоанн XXIII. Пий XI и Пий XII были искусными дипломатами, блестящими писателями и людьми, идущими в ногу с современной эпохой, однако папа Иоанн XXIII (1958-1963) вступил на престол с твердым убеждением, что церкви нуждается в преобразованиях. После Тридентского собора католическая богослужебная практика существенно не изменялась. Развернутая Пием X антимодернистская кампания не прошла бесследно, поставив под угрозу дальнейшее развитие свободной богословской мысли. На Западе миллионы католиков жили в духовной среде, сформированной светской культурой новой эпохи, превыше всего ставившей индивидуальный опыт и личную свободу. В странах "третьего мира" католическое вероучение чаще всего проповедовали европейские миссионеры с европейским взглядом на мир. А многовековая традиция взаимного недоверия и неприязни омрачала отношения между Римско-католической церковью и другими религиозными объединениями и организациями. В своей первой большой энциклике, Mater et magistra, папа Иоанн применил к отношениям между народами принципы католического учения об обществе. Он говорил о мире как о сообществе взаимозависимых государств, где люди связаны сложной системой социальных отношений. Эти идеи он развил в энциклике Pacem in terris. Обращаясь в этой энциклике ко "всем людям доброй воли", он особо подчеркивал обязанность процветающих наций оказывать экономическую поддержку бедным странам. Самым значительным событием его понтификата стал II Ватиканский собор (1962-1965), третий за всю послесредневековую эпоху. На этом соборе не провозглашались никакие догматические учения и не осуждались никакие ереси, однако в документах собора был выражен взгляд на церковь как на сообщество верующих, а не как на теократическую монархию, подчеркивалась важная роль католиков-мирян в церковной жизни, была утверждена литургическая реформа, и содержался призыв к установлению братских отношений с другими христианскими церквами и с приверженцами нехристианских религиозных традиций. Павел VI. Папа Иоанн скончался до завершения собором своей работы. Его преемник, Павел VI (1963-1978), довел собор до конца и взял на себя задачу воплощения решений собора в жизнь. Одной из наиболее заметных перемен, произошедших в его понтификат, стала замена латыни - традиционного языка католических богослужений, непонятного большинству верующих мирян, - национальными языками. Еще более важным было учреждение регулярных национальных и региональных епископских конференций и децентрализация церковной власти за счет делегирования Римом некоторых своих властных функций этим новым институтам. Подобно своему предшественнику, папа Павел VI увеличил число епископов и кардиналов из уроженцев африканских и азиатских стран и добился подлинной интернационализации католической иерархии. Кроме того, он стал первым с наполеоновских времен папой, совершавшим поездки за пределы Италии, и посетил Иерусалим, США, Латинскую Америку и Индию. Этот дух нововведений воодушевил многих мирян и теологов, хотя некоторые сетовали на решительность, с которой они проводились, усматривая в этом опасность, а некоторые настаивали на своей приверженности латинской мессе. В своей энциклике Populorum progressio папа Павел VI, вслед за Иоанном XXIII, высказался в поддержку права бедных стран на помощь в их развитии. В 1968 Павел VI попытался положить конец опасным, с его точки зрения, тенденциям в области морали, осудив в энциклике Humanae vitae применение средств контрацепции. Однако волна протестов среди католиков наглядно продемонстрировала, что после II Ватиканского собора церковь действительно стала иной, чем во времена Пия IX и Пия XII. Иоанн Павел II. После продлившегося всего один месяц понтификата Иоанна Павла I (1978) конклав избрал папой польского кардинала Карола Войтылу. Иоанн Павел II стал первым папой-неитальянцем начиная с эпохи Возрождения. Будучи по природе человеком исключительно энергичным, папа Иоанн Павел II ездил по всему миру гораздо больше, чем кто-либо из его предшественников. Он посетил все континенты и использовал средства массовой информации для возвещения своего учения. В энциклике Sollicitudo rei socialis (1988) он осудил порочность и советского коммунизма, и западного потребительского капитализма. Иоанн Павел II постоянно выступал против использования противозачаточных средств, он отказался рассмотреть вопрос о рукоположении женщин во священство и смягчить закон о целибате. В политической сфере публичная и тайная поддержка папой польской оппозиции значительно ускорила падение коммунистического режима в Польше, что можно считать наибольшим успехом ватиканской дипломатии после Латеранского конкордата. См. также СПИСОК ПАП.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009