Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПАПСТВО: ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК

ПАПСТВО: ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК
ПАПСТВО: ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК К статье ПАПСТВО В 1846 Мастаи-Феретти, либеральный епископ Имолы, был избран папой и принял имя Пия IX. Новый папа без промедления взялся за преобразование административной системы Папской области. В первый же месяц он амнистировал более 1000 человек, находившихся в папских тюрьмах по политическим обвинениям. Разрабатывались планы таможенной реформы, строительства сети железных дорог, устройства уличного освещения в Риме. Система уголовного судопроизводства была упрощена, условия содержания в тюрьмах улучшены, были приняты более либеральные законы о прессе и начата реформа уголовного кодекса. Реформы Пия IX лишь приблизили революцию 1848, когда революционеры захватили власть в Риме, казнили премьер-министра папского правительства, а самого папу вынудили спасаться бегством. После этого папа Пий IX разочаровался в реформах и в последующие годы своего понтификата - самого длительного за всю историю (1846-1878) - оставался на позициях последовательного консерватизма. В ходе борьбы за объединение Италии, развернувшейся после 1848, папство окончательно утратило светскую власть. Пий IX отказался возглавить вооруженную патриотическую борьбу против Австрии за объединение Италии, поставив патриотов перед выбором: либо Италия без Рима, либо Италия в войне с папским престолом. Итальянские националисты избрали последнее, и последним шагом на пути к объединению Италии стал захват Рима в 1870. Это привело к возникновению "римской проблемы", решить которую не удавалось до 1929. Когда в 1870 итальянская армия двинулась на Рим, папа Пий IX приказал своим войскам оказывать лишь видимость сопротивления, а сам заперся в Ватиканском дворце в качестве добровольного узника. Он отказался принять от итальянского правительства "Закон о гарантиях", поскольку сам он, по этому закону, переставал быть суверенным государем. Пий IX и его преемники продолжали настаивать на том, что они на законных основаниях являются суверенными правителями Рима и что этой власти их лишили насильственно и в нарушение закона. Догматические инновации Пия IX. Непорочное зачатие Девы Марии. Долгий понтификат папы Пия IX был отмечен еще тремя важными событиями, имевшими большое значение для упрочения власти и престижа папства. Первым из них явилось принятие в 1854 догмата о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью. Обсудив предварительно со всеми епископами вопрос о целесообразности торжественного провозглашения этого догмата, папа поручил группе теологов тщательно разработать его обоснование. Однако затем он провозгласил его от своего собственного имени, подтвердив тем самым традиционные притязания папства на непогрешимость. Силлабус. В 1864 папа издал знаменитый Перечень заблуждений (Силлабус). Этот перечень учений, осужденных папой и его предшественниками, не заключал в себе ничего нового, однако был составлен в исключительно резкой форме, а осуждаемые положения были вырваны из контекста, так что Силлабус оказался документом в высшей степени неразумным и ошибочным. Он смутил либерально настроенных католиков и восстановил против себя подавляющее большинство некатоликов. Либеральный французский епископ Дюпанлу опубликовал памфлет, в котором пытался истолковать Силлабус так, чтобы примирить церковь с подлинным прогрессом и достоинствами современной цивилизации. Эти разъяснения получили одобрение папы и более 600 епископов, которые с энтузиазмом благодарили его за такое истолкование, однако непоправимый вред уже был причинен публикацией и широким распространением Силлабуса, который должен был служить своего рода Индексом - руководством для епископов и священников, предположительно имевших в своем распоряжении сочинения, из которых были извлечены осуждаемые тезисы. Силлабус явно свидетельствовал о враждебности папства к прогрессу, либерализму и современной цивилизации. Непогрешимость папы. В 1869 папа Пий IX созвал I Ватиканский собор. Первоначально на нем предполагалось рассмотреть, во-первых, католическое вероучение в связи с современным развитием науки и философии и во-вторых - сущность и организационную структуру церкви. Были приняты определения относительно традиционного католического учения о сущности Бога, Откровения и веры и об отношении веры и разума. Первоначально не предполагалось обсуждать вопрос о папской непогрешимости, однако партия сторонников "непогрешимости" все же подняла на соборе этот вопрос, а затем включила главу о непогрешимости папы в число первых в постановлении De Ecclesia. Некоторые епископы не признавали папской непогрешимости; еще больше епископов считали неблагоразумным провозглашать ее перед лицом скептически настроенного мира; однако большинство высказалось в пользу данного определения. Свободное обсуждение этого вопроса длилось семь недель; за это время было произнесено 164 речи в защиту и против принципа папской непогрешимости. В итоге было постановлено, что, когда папа определяет учение, касающееся веры или морали, ex cathedra (т.е. как глава церкви), он обладает непогрешимостью, которая была обещана церкви Богом. После принятия этого определения папа как главный учитель веры Римско-католической церкви только однажды воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: это случилось в 1950, когда папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии. Энциклики Льва XIII. Преемником папы Пия IX стал Лев XIII (1878-1903), попыптавшися привести папскую власть в согласие с изменившимися условиями. Он заключил мир с Бисмарком, который вел активную кампанию против церкви, получившую название "Культуркампф", и рекомендовал французским католикам проявить лояльность по отношению к Третьей республике и воздержаться от попыток реставрации монархии. Лев XIII издал множество энциклик, или посланий по различным богословским, философским и социальным темам, среди них - Aeterni Patris (о схоластической философии и о необходимости руководствоваться сочинениями св. Фомы Аквинского); Rerum novarum (о проблеме трудящихся и о необходимости придерживаться среднего курса между социализмом и бесконтрольным капитализмом); Immortale Dei (об основных политических проблемах, сущности государства и отношениях церкви и государства); Libertas praestantissimum (о свободе - "драгоценнейшем даре Бога человеку").
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009