Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПАПСТВО: ПАПСТВО В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА И РЕВОЛЮЦИИ

ПАПСТВО: ПАПСТВО В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА И РЕВОЛЮЦИИ
ПАПСТВО: ПАПСТВО В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА И РЕВОЛЮЦИИ К статье ПАПСТВО В период 17-18 вв. Католическая церковь и папство в значительной мере потеряли свое влияние на повседневную жизнь членов церкви. Вместе с тем замечательный подъем духовной и миссионерской жизни в церкви Франции привел к тому, что центр католицизма фактически переместился из Рима во Францию, названную "старшей дочерью церкви". Галликанизм. Оппозиция папской власти со стороны национальной церкви получила название галликанизма, поскольку в ее основе лежали притязания на автономию Французской (Галликанской) церкви. Галликанизм был одновременно программой, позицией и теоретической концепцией. В качестве программы он предусматривал использование всех средств, которые бы способствовали приобретению национальной церковью как можно большей независимости и ослаблению влияния папы внутри страны. Иногда эти средства бывали направлены на упрочение авторитета национальной ассамблеи епископов, а иногда - на расширение влияния короля на дела национальной церкви. В качестве мировоззренческой позиции галликанизм был религиозной формой проявления национализма. Он выражался в тенденции игнорировать Рим и развивать исключительно национальную церковь. Богословское же обоснование галликанизма состояло в утверждении, что вселенский собор стоит выше папы и что власть последнего над церквами в зарубежных странах должна иметь строго очерченные пределы. Людовик XIV отказался повиноваться папе и узурпировал папскую власть во Франции. Папе Иннокентию XI (1676-1689) удалось остановить французского короля - в тот момент, когда Людовик попытался самовольно распространить rgale (право короля пользоваться доходами с вакантных бенефициев) на все епископства Франции. Когда французские епископы поддержали своего короля, епископ Боссюэ предложил компромиссное решение, воплотившееся в "Четырех основных принципах Галликанской церкви" (1682): 1) ни папа, ни церковь не обладают властью над светскими государями, так что король не может быть низложен духовной властью, а его подданные не могут быть освобождены ею от присяги, принесенной королю; 2) согласно постановлениям Констанцского собора, власть папы ограничена властью "вселенского" (общецерковного) собора; 3) применение папской власти ограничено обычаями и привилегиями Галликанской церкви; 4) хотя папа "обладает первым голосом в вопросах веры... его решение не является непререкаемым, пока не будет одобрено церковью". Фебронианизм. Принципы галликанизма, как и другие политические идеи Короля-Солнца, были усвоены большинством католических государей других стран Европы. В этих странах насаждалось учение о божественном происхождении королевской власти, в папе же предлагалось видеть избираемого главу церкви, власть которого ограничена наподобие власти конституционного монарха. Галликанское движение достигло своего пика в германских землях с выходом в 1763 книги, изданной под псевдонимом "Феброниус". Ее автор, викарный епископ Трира, доказывал, что властные притязания папы - это узурпация прав, в действительности принадлежащих епископам и всей церкви. Если церковь захочет, она может делегировать папские полномочия любому другому епископу, поскольку первенство Римского епископа предполагает лишь выполнение административных обязанностей, возложенных церковью на папу. Феброний отрицал непогрешимость папы и его право принимать апелляции непосредственно от всех членов церкви. Примат власти в церкви, по утверждению Феброния, принадлежит общецерковному собору, власть папы ограничена постановлениями собора, а сам папа - только исполнитель его воли. Поэтому злоупотребление папской властью должно быть пресечено общецерковным собором, поместными соборами национальных церквей и светским государем в каждой конкретной стране. Книга Феброния была осуждена папой Климентом XIII в 1764, а сам автор (Хонтхайм) отрекся от нее в 1778. Тем не менее князья-архиепископы Кёльна, Майнца и Трира приняли это учение. Они публично выступили против "узурпаторского" ущемления их юрисдикции папской Курией и издали 23 тезиса, в которых решительно требовали от Рима возвращения князьям-епископам их прав: отмены всех решений о выводе отдельных монастырей из-под епископской юрисдикции; признания того, что полномочия епископов, подтверждаемые каждые пять лет при посещении ими Рима, даруются им навсегда, что публикация папских документов в диоцезе может осуществляться лишь с дозволения епископа; и наконец, замены текста епископской присяги папе, произносимой при посвящении. Гонения на орден иезуитов. Еще одним ударом по папству в этот период стало запрещение деятельности иезуитского ордена. Иезуиты были противниками галликанизма и решительными сторонниками папской власти. Иезуиты подверглись гонениям в Португалии, Испании и Франции, а затем католические правители, принадлежавшие к династии Бурбонов, оказали давление на папу, вынудив его в 1773 упразднить иезуитский орден. Общество Иисуса было одной из крупнейших монашеских конгрегаций, обладавшей большой властью. Оно насчитывало около 25 000 членов и основало 273 зарубежные миссии, не считая многочисленных учебных заведений в Европе. Иезуиты были духовниками многих королей и вельмож и составляли преподавательский костяк чуть ли не всех папских семинарий в Европе. Таким образом, они были последней сильной структурой церкви, сохранявшей жизнеспособность в критический для церкви момент в середине 18 в., и являлись последним оплотом папства за пределами Рима. Упадок и начало подъема. Папство вновь почти полностью утратило свое влияние и власть в эпоху Французской революции и в эпоху Наполеона, и лишь постепенно, на протяжении всего 19 в. сумело вернуть себе и то, и другое; положение папства окончательно выправилось только в 20 в. Во Франции Католическая церковь ассоциировалась со "старым порядком", поэтому революция 1789 была неизбежно направлена не только против государства, но и против церкви. Августовские декреты 1789 отменяли церковную десятину, а т.н. Гражданский устав духовенства практически обрубал все связи с папством, лишив его права поставлять епископов и устанавливать границы епархий во Франции, а само духовенство превращал в государственных служащих. После долгого раздумья папа Пий VI осудил Гражданский устав духовенства, который во Франции приняли только четыре епископа и около половины низшего духовенства. Последние составили раскольническую "Конституционную" (т.е. согласившуюся с Гражданским уставом) церковь, между тем как духовенство, сохранившее лояльность по отношению к Риму, было вынуждено эмигрировать или скрываться. Церковь при Наполеоне. В 1797, в ходе первой Итальянской кампании, Наполеон Бонапарт, один из генералов Директории, навязал папе т.н. Толентинский мирный договор. По условиям этого договора, папа должен был уступить часть принадлежавших ему областей марионеточному республиканскому правительству, созданному Наполеоном в Северной Италии, выплатить большую контрибуцию, предоставить победителям 100 произведений искусства, закрыть свои порты для английского торгового флота и отказаться от оказания помощи противникам Франции. В следующем году генерал Бертье, начальник штаба наполеоновской армии, захватил Рим и учредил Римскую республику. На том основании, что присутствие папы в Риме может привести к мятежу, французские власти приказали папе Пию VI покинуть Ватикан. Он был под конвоем препровожден в Сиену, а затем через Альпы доставлен во Францию, где и умер в 1799. Спустя некоторое время папский конклав собрался на острове Сан Джорджо-Маджоре, близ Венеции, и через три месяца избрал папой кардинала Кьярамонти, который принял имя Пия VII. Как только Наполеон пришел к власти в качестве первого консула Франции, он постарался урегулировать отношения с церковью, чтобы обеспечить гражданский мир. Ему пришлось преодолеть оппозицию якобинцев, особенно сильную в армии, и таких выдающихся государственных деятелей, как бывший епископ Талейран и бывший священник Жозеф Фуше. Конкордат 1801 стал не только личной победой Наполеона, но большим успехом для папства, поскольку конкордатом упразднялась раскольническая "Конституционная церковь", а Римская церковь вновь получала законодательную основу для своей деятельности во Франции. Святой Престол отказался от каких-либо притязаний на земли, отнятые у него в ходе революции; кроме того, Наполеону было позволено назначить большую группу новых епископов, приемлемых для него самого и для папы. В обмен на владения и имущество, отторгнутое у церкви, французское правительство обещало поддержку Католической церкви во Франции. Казалось бы, Конкордат 1801 урегулировал проблемы, которые возникли во Французской церкви в результате Революции. Однако в то же самое время Наполеон опубликовал "Органические статьи", которые были составлены без ведома Святого Престола и опубликованы в одностороннем порядке в качестве законодательных актов, регулирующих религиозную жизнь во Франции. В них предусматривалось, что без официального разрешения правительства папские легаты не вправе были проникать на территорию Франции. Эти ограничения касались и папских посланий. Даже постановления общецерковного собора не могли быть опубликованы во Франции без согласия властей. Кроме того, "Органические статьи" содержали множество положений по вопросам, связанным непосредственно с осуществлением богослужений, - например, по поводу колокольного звона или облачений священнослужителей. Наконец, они предписывали введение во всех французских семинариях обязательного изучения "Четырех основных принципов Галликанской церкви" 1682. Одним из самых сильных ударов, нанесенных церкви Наполеоном, явились его реформы, проведенные в германских землях. Он конфисковал церковную собственность и упразднил институт князей-епископов в Германии, лишил семинарии, кафедральные соборы и монастыри средств к существованию и оставил вакантными множество епископских кафедр. Папа Пий VII пытался противодействовать Наполеону. Он отказался расторгнуть брак Жерома Бонапарта с Элизабет Паттерсон из Нью-Джерси и брак самого Наполеона с Жозефиной. Когда же папа отказался закрыть свои порты для британского торгового флота, Наполеон захватил часть Папской области и сам Рим. В 1809 он присоединил Папскую область к своей империи, арестовал папу и доставил его через Альпы в Савону. После этого папа находился в качестве пленника в Фонтенбло вплоть до поражения Наполеона в "битве народов" под Лейпцигом (1813). Реорганизация Папской области. Своим сопротивлением Наполеону Пий VII снискал симпатии европейских государей, и на Венском конгрессе все папские территории, за исключением папских анклавов во Франции и небольшой полоски земель по левому берегу реки По, были возвращены Святому Престолу. Непосредственно после 1815 перед папой встали две проблемы: 1) установления дружественных отношений с различными политическими силами Европы; 2) реорганизации и модернизации Папской области. Пий VII и его талантливый статс-секретарь Консальви заключили соглашения с большинством европейских государей, которые явились косвенным признанием (со стороны не только католических, но и протестантских монархов) того факта, что Святой Престол продемонстрировал свою действенность. Только во Франции нашлась группа епископов, которые вновь попытались поднять на щит идею соборного устройства. На протяжении многих веков Папская область оставалась клерикальным государством, жизнь граждан регулировалась там крайне запутанной системой канонического и гражданского права, местных эдиктов и древних обычаев, за соблюдением которых безуспешно следили духовные лица ? и кардиналы, и клирики. Папское правление не отличалось суровостью, а налоги не были особенно велики. Однако при этом духовенство руководило не только религиозной, но и гражданской жизнью мирян; главным же пороком этой системы была ее неспособность обеспечить законность и порядок. Наполеон ввел более эффективную административную систему, и перед лицом гражданских законов миряне были уравнены в правах с клириками. Папа и Консальви были сторонниками реформ. Однако другие кардиналы, партия которых получила название дзеланти ("ревнители"), противились всяким реформам и настойчиво стремились удержать дореволюционные порядки.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009