Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПАНОФСКИЙ, ЭРВИН

ПАНОФСКИЙ, ЭРВИН
ПАНОФСКИЙ, ЭРВИН (Panofsky, Erwin) (1892-1968), немецкий и американский историк и теоретик искусства, педагог. Главный вклад Панофского в науку об искусстве - исследования по иконологии, рассматривавшейся им как "раздел истории искусства, который изучает сюжет или смысл произведения искусства, а не его форму", в котором историк искусства "должен уметь видеть способ, использовавшийся в различных исторических условиях для выражения наиболее важных движений человеческой мысли". Панофский родился 30 марта 1892 в Ганновере (Германия). В 1914 защитил диссертацию во Фрайбургском университете; с 1921 по 1933 преподавал в Гамбурге. В 1931, получив приглашение прочитать курс лекций в Нью-Йоркском университете, приехал в США. После прихода к власти нацистов в 1933 ученый остался в США, как и многие другие его соотечественники. Панофский преподавал в Нью-Йоркском университете, затем в Принстоне; в 1935 он стал профессором Института перспективных исследований. Оставив эту должность в 1962, получил профессорскую кафедру в Нью-Йоркском университете и занимал ее до самой смерти в 1968. Он был блестящим лектором и педагогом и имел множество учеников. Среди ранних работ Панофского, написанных еще в Германии, - эссе о гравюре Дюрера Меланхолия. Однако большинство книг и статей исследователя было написано по-английски, уже в США. В его первой работе, созданной в Америке, Исследования по иконологии (1939), рассматривается иконография таких сюжетов, как персонофикация времени и слепой Амур, неоплатонические идеи в искусстве Возрождения. В течение следующих двадцати пяти лет Панофский написал еще ряд статей по иконологии и книг. Среди них - монография, созданная в соавторстве с первой женой, - Ящик Пандоры (1956), статья Иконография Камеры ди Сан Паоло Корреджо (1961); из трудов по теории искусства - Кодекс Гюйгенса и теория искусства у Леонардо да Винчи (1940), Галилей как художественный критик (1954), а также знаменитые исследования Альбрехт Дюрер (1943), Нидерландское искусство XV в. (1953) и Ренессанс и ренессансы в западноевропейском искусстве (1960).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009