Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





НАРОДНАЯ МУЗЫКА: ОТДЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

НАРОДНАЯ МУЗЫКА: ОТДЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
НАРОДНАЯ МУЗЫКА: ОТДЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА К статье НАРОДНАЯ МУЗЫКА Великобритания и кельтский пояс. Помимо баллад, изученных Ф.Чайлдом и его учениками, Британские острова богаты другими типами музыкального фольклора, которые выполняют функции танцевальной и развлекательной музыки, исторических повествований и причитаний. Кельтская народная музыка особенно интересна своим отличием от английской, с которой она близко соседствует, а также связью с древними и почти вышедшими из употребления языками. Связи с ирландской музыкой прослеживаются в таких неизведанных областях, как, например, музыка североафриканских берберов. Шотландская музыка продолжительное время взаимодействовала и с классической профессиональной музыкой и с народной музыкой соседних народов. Для шотландского национального инструмента - волынки шотландских горцев - помимо народной, имеется своя классическая музыка, помимо народной, благодаря которой она и стала известна. Однако наибольшую популярность получила исполняемая шотландскими волынщиками музыка движения, включая танцевальные жанры (хорнпайп, рил, жига, а также стретспей) и военные марши в исполнении различных духовых оркестров. Большинство волынщиков-кельтов - непрофессиональные музыканты, однако среди кельтов наметился рост музыкальной специализации и появляется все больше профессиональных музыкантов, делающих записи и выступающих с концертами. Помимо инструментальной музыки, в Шотландии распространены и различные жанры вокальной народной музыки, тесно связанной с языком северной и северо-западной областей страны. Живя небольшими общинами, в которых зачастую не было музыкантов, чтобы играть на местных танцах, гаэльские певцы изобрели "инструментальное" пение для аккомпанемента танцам. Распространены также трудовые песни. Гаэльские т.н. валяльные песни исполняются в процессе обработки шерсти (ее толкут в длинных деревянных лотках), часто группами женщин по 12-16 человек. Эти песни с четким ритмом и неизменяемым мотивом обычно посвящены местным событиям, историям из жизни; запевает песню солистка, которой отвечает хор остальных работниц. Ирландская музыка связана с языком и танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой. В Ирландии используется множество народных инструментов: местные виды волынок, деревянных флейт, скрипок и свистков, а также ирландский бубен (бодран). Народные музыканты в Ирландии часто выступают на неформальных собраниях (т.н. сешнс), которые выполняют функции общественных центров. Такие собрания народных флейтистов, волынщиков, исполнителей на свистульках и банджо имеют собственные этикет и иерархию, и каждый музыкант выполняет одновременно социальную и музыкальную роли. Старинная форма ирландской повествовательной песни - "сеан-нос". Эти песни поют на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к началу 18 в. Публика активно участвует в исполнении сеан-нос, реагируя стандартными шутками, репликами и криками. Певцы могут подчеркнуть отдельные слова песни посредством мелодии или разыграть вдвоем музыкальную интермедию. Мелодии песен обильно украшаются мелизмами или сложными ритмическими фигурами. Ирландские волынщики, прозванные "королями народной музыки", играют на особом, национальном виде инструмента. От западноевропейских волынок они отличаются тем, что воздух в трубки нагнетается мехами, а не вдувается самим исполнителем, к тому же бурдонные трубки (называемые регуляторами) настроены на аккордовые звуки, что увеличивает гармонические возможности инструмента. На ирландских волынках, как и на волынках шотландских горцев, часто играют во время народных гуляний, хотя выразительные возможности этого инструмента гораздо шире, что проявляется при исполнении медленных мелодий и причитаний. Немалую роль в ирландской музыке играет арфа, являющаяся национальным инструментом и геральдической эмблемой. Германия. Для этой страны характерны два типа народной музыки: вокальная и танцевальная. Большие, хорошо организованные мужские хоры поют при большом стечении народа, на различных общественных празднествах по всей Германии. Мужские хоры участвуют в коллективном музицировании в селах (а иногда и в городах), в региональных и национальных хоровых конкурсах. Объединения меньшего масштаба - хоры в составе от 8 до 10 человек - летом пели на улицах городков, а зимой в помещении. Обширный репертуар таких ансамблей включал духовные песнопения, популярные песни, традиционные народные песни, вокальную танцевальную музыку и романсы. Подобные хоры все реже встречаются в Германии, но по-прежнему распространено совместное пение в пивных, ресторанчиках и церквах. Танцевальные жанры - сердцевина народной музыки Германии. Помимо разнообразных танцев зарубежного происхождения, популярных у немецких народных музыкантов и их аудитории, бытует и много национальных танцев. В Южной Германии популярна короткая песня, называемая шнадерхюпферль (Schnaderhpferl). Такие песни побуждают публику начать танцы, воодушевляют музыкантов и танцоров. Их задорные, насмешливые тексты, состоящие из четырех строк, являются импровизацией на какую-либо актуальную тему, от любви до политики. Сжатость формы дает певцу возможность выражать мысли в заостренной манере, импровизировать и сочинять новые песни на основе существующих мелодических и ритмических моделей. Часто эти песни исполняются на диалекте данной местности. Влияние их, в частности, испытал лендлер - куплетный народный танец, широко распространившийся по Европе. Лендлер - предшественник вальса - медленный, величавый танец в размере 3/4, основанный на кружении пар. Его танцевали не только крестьяне и рабочие в сельской местности, но также представители буржуазии и дворянства в городах. Восточная Европа. Сохраняя традиции эпического пения, народные музыканты юго-восточной Европы до сих пор исполняют повествовательные песни. Английский ученый Милман Парри исследовал эпику этого региона, связав сегодняшнюю практику народного музицирования с предполагаемой манерой исполнения эпических текстов в Древней Греции - Илиады и Одиссеи Гомера. В эпических песнях сочетается повествование о героических деяниях прошлого с рассказом о недавних битвах и войнах, о повседневных местных событиях (выборы, свадьбы, похороны). На Балканах и на территории бывшей Югославии эпические песни могут содержать от 12 до 15 тысяч строк, иногда для их исполнения требуется несколько дней. Обычно они поются под аккомпанемент гусле - музыкального инструмента южных славян, родственного старинной скрипке. Помимо эпических песен, юго-восточная Европа является родиной богатых инструментальных традиций. Хотя Барток и Кодай, исследуя музыкальный фольклор этого региона, не занимались инструментальной музыкой, последующие исследования выявили тесную связь между структурой вокальных и инструментальных произведений. Эта связь свидетельствует о том, что и инструментальная музыка определенным образом зависит от языка. Она выполняет в этом регионе множество функций, включая чисто танцевальную, церемониальную, военную и праздничную музыку. Популярная у южных славян разновидность волынки - гайда - используется и в ансамблях с барабаном, скрипками, кларнетами и различными ударными инструментами. Для танцевальной музыки этого региона характерно необычайное изобилие метров (ритмических форм, определяющих членение мелодии и аккомпанемента). В отличие от западноевропейской народной музыки, которая основывается на небольшом числе симметричных метров (2/4, 3/4, 4/4), восточноевропейский фольклор часто использует быстрое чередование двух основных метров, главным образом 3/4 и 4/4, а также множество асимметричных метров и тактовых размеров. Страны Средиземноморья. Южные регионы Европы разделяют тяготение западноевропейской музыки к гармониям, опирающимся на церковные лады, и к регулярной, симметричной ритмике. Однако на характер народной музыки этих регионов длительное влияние оказывали переселенцы из Северной Африки и Среднего Востока, появившиеся здесь в раннем Средневековье. Испанское фламенко демонстрирует черты многочисленных культурных традиций, стоявших у его истоков, - индо-пакистанских, мусульманских, еврейских и греческих. Возможно, благодаря усиленной иммиграции евреев, мусульман и цыган в Испанию во времена испанской инквизиции и возникло фламенко, когда народные музыканты бежали из городских церковных центров в горы, где возник новый синкретический стиль (по-арабски "феламенгу" - "крестьянин-беженец" - слово, от которого, возможно, произошел термин "фламенко"). Фламенко включает пение (канте), танец (байле), сольную гитарную музыку (тока), ритм (халео) и речитацию. Для надлежащего исполнения необходимо, чтобы каждый элемент служил частью единого целого. Фламенко переживает сегодня возрождение, особенно среди испаноязычного населения Америки. Оно приобрело особую привлекательность, вобрав в себя новые виды музыкальных и танцевальных форм - от балета и современного танца до джаза. Музыкальная сторона тоже изменилась. На протяжении столетий для танца требовались только гитара и певцы, теперь же допустимо любое музыкальное сопровождение. Другая городская танцевальная форма - греческая рембетика - появилась в 1920-х годах в Пирее. Переселенцы из распавшейся Османской империи принесли в Грецию музыкальные формы, тексты и инструменты Востока. Два основных танца стиля "рембетика" - это зебекикос и хасапикос. Аккомпанирующий танцам ансамбль чаще всего состоял из гитары, бузуки и баглама (4-6-струнного инструмента типа индийской танпуры). Россия. В русской народной музыке сильны восточные влияния. Даже на севере (например, в Новгороде) находят следы пребывания купцов из Персии и Армении, и музыка этих и других восточных стран обогатила русский музыкальный фольклор и послужила источником вдохновения для некоторых композиторов 19 в. Отмечают также черты сходства между русскими и итальянскими мелодиями, и, наконец, нельзя недооценивать связи с немецкими и венгерскими традициями. Среди ученых существовали различные мнения по вопросу о том, гомофонна или полифонична по своей природе русская народная песня. Композитор А.Н.Серов (1820-1871), одним из первых применивший научный подход к изучению музыкального фольклора, утверждал, что лады русских песен тождественны греческим. П.П.Сокальский в книге Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки (1888) разделяет мнение Серова о гомофонной (т.е. основанной на мелодии с сопровождением) природе русской народной музыки. Сокальский утверждал, что лады непосредственно привнесены в русскую народную песню из древнегреческой музыки теми византийскими священниками, которые проникли в Россию в период ее христианизации в 11 в. В противоположность Серову и Сокальскому видные теоретики и собиратели русских песен Ю.Н.Мельгунов и Н.Е.Пальчиков пришли к выводу, что русские песни полифоничны (основаны на одновременном ведении двух или более мелодических голосов) и что гармония - интегрирующее начало их структуры. Современная школа русской музыкальной фольклористики следует теории Мельгунова - Пальчикова о полифонической природе русской народной песни. Среди трудов по этой проблеме - Особенности народно-русской музыкальной системы (1923) А.Д.Кастальского. Первый сборник русских народных песен был опубликован в 1776 (второе издание в 1782) В.Ф.Трутовским - музыкантом, служившим при дворе Екатерины Великой "камер-гуслистом". Его публикация, вышедшая четырьмя выпусками, содержит 60 песен и озаглавлена Собрание русских простых песен с нотами. Подлинные мелодии были снабжены фигурированным басом. В 1790 обрусевший чех Иван Прач издал большое собрание, включающее 100 песен, которое до сих пор остается одним из важных печатных первоисточников. Интересно, что русские темы из посвященных А.К.Разумовскому квартетов Бетховена взяты из сборника Прача. Переиздавая этот сборник в 1896, Н.Е.Пальчиков указал, что опубликованные Прачем песни были собраны для него Н.А.Львовым, русским помещиком и любителем музыки, в окружении которого было много певцов-дилетантов, представителей его класса. В 19 в. вышло из печати множество сборников русских народных песен. С художественной точки зрения, песни гармонизованные Балакиревым, Римским-Корсаковым, Чайковским и Лядовым, представляют несомненную ценность, но для научного исследования русских ладов и ритмов фундаментальными источниками являются сборники Мельгунова (в 2 выпусках, 1879 и 1885) и Пальчикова (1888). Музыканты того времени сурово критиковали Мельгунова за игнорирование установленных правил гармонии. Однако именно это неподчинение правилам и верность подлинной гармонии хорового крестьянского пения делает сборники Мельгунова и (позднее) Пальчикова столь ценными. Если Трутовский и Прач сглаживали шероховатости подлинной русской песни, то Мельгунов и Пальчиков представили русские крестьянские песни такими, как они есть, без приукрашивания. В 20 в. музыкальный фольклор стал рассматриваться советской музыкальной теорией как один из важнейших источников композиторского творчества. Одним из самых значительных советских теоретиков был Б.В.Асафьев (1884-1949). Из представителей старшего поколения следует назвать М.М.Ипполитова-Иванова, ученика Римского-Корсакова, директора Московской консерватории с 1905. Как композитор и педагог он уделял много внимания народной музыке, особенно грузинской и армянской. Среди его многочисленных учеников был Р.М.Глиэр (1873-1956), преподававший композицию в Московской консерватории. Глиэр использовал в своем творчестве фольклорные источники, в том числе азербайджанские. Одним из влиятельных русских композиторов первой половины 20 в. был Н.Я.Мясковский (1881-1950), ученик Глиэра. Его можно отнести к числу наиболее значительных симфонистов 20 в. Испытав в юности интерес к модернистскому направлению в творчестве своих современников, он выработал свой стиль в традициях Римского-Корсакова и Чайковского, обогащенный индивидуальной трактовкой народной музыки. Выдающийся представитель русского авангарда композитор И.Ф.Стравинский постоянно черпал из источника русской народной музыки, даже после того, как покинул родину. Его балеты Жар-птица и Петрушка многим обязаны миру русского фольклора. Обзор русской музыки 19-20 вв. показывает, что в России сформировался национальный художественный стиль, сочетающий опору на народную музыку с претворением европейских традиций. Народная музыка Северной Америки. В Северную Америку из Европы проникали английские и шотландские баллады. Их связь с музыкальным жанром, распространенным в Аппалачах, обнаружил Сесил Джеймс Шарп (1859-1924), один из основателей научного подхода к изучению народной песни как в Великобритании, так и в США. Он родился в Лондоне, занимался юридической деятельностью в Австралии, а в 1892 вернулся в Англию и стал учителем музыки. С 1903 Шарп систематически собирал песни и танцы по всей Англии. В 1916-1918 он вместе со своей помощницей Мод Карпелес провел около года в южных Аппалачах, собрав коллекцию англо-американского фольклорного материала. К 1924 Шарп лично сделал нотную запись ок. 5000 традиционных напевов по обеим сторонам Атлантики. В период фольклорного возрождения в США в 1960-х годах такие народные певцы, как Джин Ричи, завоевали национальную и международную известность своими записями песен и исполнением их на фольклорных фестивалях. Ричи, родившаяся вблизи Вайпера (шт. Кентукки) в 1922, была собирательницей народных песен и композитором, а также певицей. Ее старшая сестра Эдна пела баллады С.Шарпу во время его приезда в 1916. В ходе фольклорных экспедиций и изысканий в 1940-1950-х годах Ричи накопила огромный репертуар, и к началу фольклорного возрождения в 1960-х годах она была признана одной из выдающихся аутентичных исполнительниц народных баллад. Народный скрипичный стиль, характерный для Ирландии и Шотландии, стал основой одной из самых популярных форм современной американской народной музыки - блюграсса, формы струнной, ансамблевой и вокальной музыки, тесно связанной с южной фольклорной традицией. Блюграсс возник в рамках музыки кантри в конце 1930-х годов - в самый подходящий момент для проявления к нему общественного интереса. Сочетание радио и звукозаписывающей техники способствовало росту популярности этого стиля, достигшей уровня, до которого народная музыка никогда раньше не поднималась. Название стилю дал его основоположник Билл Монро, выступавший с ансамблем "Блюграсс бойз". Передвижные дорожные шоу сделали музыку восточного Кентукки известной в главных городских центрах. Блюграсс, мало изменившийся за 60 лет своего существования, опирается на звучание мандолины, гитары, 5-струнного банджо, скрипки и баса, а также на полнозвучные гармонии вокала, напоминающие протестантские песнопения. Возрождение блюграсса и проведение фестивалей этой музыки еще более способствовали расширению слушательской аудитории. В 1990-х годах ансамбли, работающие в этом стиле, можно было встретить по всему миру. Влияния африканской музыки на североамериканский фольклор разнообразны: создавались новые жанры типа блюзовых трудовых песен и госпел, мощное влияние оказали инструменты, привезенные невольниками из Африки. Музыканты европейских этнических меньшинств использовали африканские элементы, обогащая собственный музыкальный стиль Блюз - главное достояние американской народной музыки - ведет свое происхождение от трудовых песен и негритянских спиричуэлов сельских районов американского Юга конца 19 в. Для него характерны 12-тактовое строение и грустные тексты. Основной инструмент сопровождения - гитара, встречаются также гармоника и фортепиано. Блюзовый гитарный и вокальный стиль сыграл существенную роль в развитии джаза, рока и популярной музыки вообще.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009