Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД

ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД
ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД (Lonergan, Bernard J.F.) (1904-1984), канадский католический теолог и философ. Родился в Бакингеме (провинция Квебек) 17 декабря 1904. В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 1926-1929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологию и математику в Лондонском университете. В 1930-1933 преподавал древние языки и естественные науки в Лойола-колледже в Монреале. Затем его направили в Папский Григорианский университет в Рим для изучения теологии (1933-1937), и в 1936 он был рукоположен в священники. В 1938 Лонерган возвратился в Рим, где подготовил и защитил докторскую диссертацию (1940). В 1940-1953 он - профессор догматики в Монреале и Торонто, в 1953-1965 - преподавал догматику в Григорианском университете в Риме. В 1965 он возвратился в Реджис-колледж в Торонто. В 1969 - член Международной теологической комиссии в Риме, в 1971-1972 - профессор католической теологии в Гарвардской теологической школе, а в 1975-1983 - профессор теологии в Бостон-колледже (Честнат-Хилл, шт. Массачусетс). После выхода на пенсию он жил в Пикеринге (провинция Онтарио, Канада), где умер 26 ноября 1984. Лонерган был удостоен многих научных наград и отличий, избран членом-корреспондентом Британской академии наук и отмечен высшим орденом своей родины - "Орденом Канады". Научные труды. В англоязычной теологии Лонерган занимает место, сопоставимое с местом Карла Ранера в немецкоязычной теологии. Как и Ранер, Лонерган опирался на Предание (Традицию) и посредством новой его интерпретации искал дальнейших путей развития теологии. В мышлении Лонергана решающую роль, как и у Ранера, играет трансцендентальная рефлексия. В диссертации Благодать и свобода: Побуждающая благодать в учении св. Фомы Аквинского (Grace and Freedom: Operative Grace in the Thought of St. Thomas Aquinas) рассматривается проблема взаимодействия божественной благодати и человеческой свободы и дается обзор развития этой проблематики от Августина до Фомы Аквинского, а также подробный анализ развития учения у Фомы. Решение Аквината, к которому он пришел после серьезного уточнения предшествующих теологических концепций и интенсивной полемики с аристотелевским учением о причинах и с арабскими философами, подняло понятийную разработку этой проблемы на уровень, который не был впоследствии достигнут ни в номинализме, ни в барочной схоластике (спор о благодати между сторонниками Баньеса, 1528-1604, и Молины, 1535-1600), ни в философии Просвещения. Лонерган проясняет употребление Фомой слова "сверхъестественный", используемого им для обозначения всего, что для Бога в его божественности "естественно", для человека же означает благодатный дар. В отличие от Фомы, у которого такое словоупотребление встречается в контексте идеи соучастия, поздние комментаторы употребляют оппозицию "сверхъестественный - естественный" для различения уровней (областей) тварной действительности. Столь же важным представляется Лонергану прояснение томистского понятия "обращение" (conversio). В книге Verbum: Слово и идея у Аквината (Verbum: Word and Idea in Aquinas, 1967), представляющей собой сборник статей теолога конца 1940-х годов, Лонерган, отправляясь от учения о душе, развитого Аристотелем, и от интроспекции (самонаблюдения), переходит к исследованию субъекта и субъективности, начало которому положил Августин. Оба момента присутствуют в томистской концепции исхождения внутреннего слова. Фома - прошедший школу Аристотеля, его наблюдений и понятийных определений, а также школу Августина - шаг за шагом прослеживает процесс исхождения слова как подлинной цели познания. Учитывая современные философские идеи и наблюдения, Лонерган реконструирует значение понятия "слово" (verbum) у Фомы и от наделенного даром слова человека как образа Бога переходит к Троице. Дух человека есть образ Пресвятой Троицы, поскольку из его понимания (intelligere) исходит внутреннее слово, а из этого события возникает любовь. Этот тщательный анализ, посредством которого Лонерган стремился развить программу папы Льва XIII - "Обогащать и совершенствовать старое новым" (Vetera novis augere et perficere), он завершает в своем самом объемистом труде Проникновение в суть: Исследование человеческого понимания (Insight: A Study of Human Understanding, 1957). Цель этого философского исследования - внести понимание в само понимание. Необходимо осмыслить четыре акта познания - опыт, понимание, суждение и принятие решения - и на этой основе прояснить методы естественных и гуманитарных наук и увидеть их взаимосвязь. Во второй части книги речь идет о понимании самоутверждения познающего человека и понимании предельных и всеобъемлющих форм понимания, а именно возможности существования метафизики, этики и естественной теологии. Отдельным шагам доказательства в процессе исследования сопутствует анализ заблуждений и предубеждений, связанных с различными способами понимания. Поскольку Лонерган всецело опирается на внутреннее усмотрение и проникновение в акты сознания, его труд коренным образом отличается от метафизики или теории познания. Проникновение в суть можно назвать прагматикой познания, поскольку главное в книге - прояснение отдельных познавательных актов и методов. Уже в ходе работы над Проникновением в суть Лонерган задумал разработать методологию обновленной теологии. Этот замысел осуществлен им в книге Метод в теологии (Method in Theology, 1972). Как и в Проникновении в суть, в Методе в теологии речь идет о трансцендентально-философской рефлексии об основных актах познания - опыте, понимании, суждении и принятии решений. Трансцендентально-философская рефлексия проводится в четыре этапа. Вначале осуществляется опытное постижение этих четырех форм деятельности, затем понимание этих актов, их единства и взаимосвязи. На третьем этапе выносится утвердительное суждение о реальности познанных на опыте и понятых актов. И наконец, на четвертом этапе, принимается решение "действовать в соответствии с нормами, присущими естественным взаимосвязям собственного, познанного на опыте, понятого и утвержденного акта - опыта, понимания, суждения и решения". Четвертый этап предполагает три рода обращения: обращение к истине, к нравственному благу и религиозное обращение, заключающееся в любви к божественной тайне. Лонерган набрасывает этапы теологической работы: усвоение основных данных (свидетельств веры в их историческом контексте; религиозной практики); интерпретация и изложение полученных при этом сведений и выдвинутых гипотез, установление весомости полученных данных в их диалектической напряженности, в соотнесенности с основными теологическими концептами (Бог, Иисус Христос, церковь, спасение, человек и т.п.); разработка соответствующих категорий и различных форм теологического учения; а также постоянно обновляемая систематизация и передача полученных результатов. В этом методологическом процессе новую интерпретацию получают многие важные теологические термины ("догмат", "историчность догматов" и др.). В последние годы жизни Лонерган работал над макроэкономическим анализом новоевропейского рыночного хозяйства. Трудности, встающие перед христианскими церквами при соприкосновении с современностью, коренятся, на его взгляд, в непонимании современных экономических систем. Труды Лонергана переведены на многие европейские и восточные языки. Центры по изучению его наследия созданы в Северной и Южной Америке, в Европе, Австралии и на Филиппинах. Исследовательский институт Лонергана в Торонто издает собрание его сочинений. Журнал "Метод" ("Method. A Journal of Lonergan Studies"), издание "Лонергановские семинары" ("Lonergan Workshops") и информационные публикации Исследовательского института Лонергана предоставляют информацию о научных проектах, конференциях и текстах, связанных с изучением наследия теолога. В Интернете имеется несколько сайтов, посвященных Лонергану.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009