Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





КАНАДА: КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

КАНАДА: КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
КАНАДА: КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ К статье КАНАДА Канада в 18 в. Из нескольких британских колоний, которые вошли в состав современной Канады, только Новая Шотландия имела свое правительство, схожее по функциям с правительствами других британских колоний в Америке. Новая Шотландия обладала некоторыми элементами ограниченного самоуправления, реализуемого через выборные органы законодательной власти, которые имели право издавать законы и собирать налоги на местные нужды. Однако исполнительная власть находилась в руках губернатора, назначаемого английским правительством. При выполнении своих функций губернатор опирался на консультативный совет, который также являлся второй палатой законодательного органа власти. Крупнейшей и самой важной колонией Великобритании в Канаде являлся Квебек, который отошел к ней в соответствии с Парижским договором 1763, завершившим Семилетнюю войну. Под властью Британии жители Квебека, в большинстве своем франкоязычные католики, должны были постепенно "англизироваться". При этом английские губернаторы, управлявшие колонией, проводили политику, направленную на обеспечение поддержки со стороны местной элиты и сложившихся институтов; предусматривалась защита религиозных прав католиков, католическая церковь продолжала пользоваться большим влиянием, сохранялись действие французского гражданского права, существующая система землевладения и особый статус французского языка. Эти особые права Квебека были закреплены Квебекским актом 1774; тем самым Французская Канада была признана как отдельное формирование внутри Британской империи. В соответствии с Квебекским актом католики получили право занимать государственные должности; однако одновременно состав правительства колонии был ограничен губернатором и назначаемым консультативным советом, без каких-либо выборных органов. Конституционным актом 1791 предусматривалось, что управление колонией осуществляет губернатор (с помощью небольшого по составу исполнительного совета) при наличии двухпалатного законодательного органа, состоящего из законодательного совета, члены которого назначались из числа самых богатых колонистов, и выборной ассамблеи. В то же самое время колония была разделена на две части, граница между которыми проходила в основном по р.Оттава. В Нижней Канаде, расположенной по берегам р.Св. Лаврентия, где проживала большая часть франкоканадцев, продолжали действовать положения Квебекского акта, касающиеся гражданского права, языка и религии. В Верхней Канаде, где проживали в основном беженцы из Соединенных Штатов (лоялисты), продолжали действовать британские законы. Борьба за самоуправление. В течение последующих 50 лет эволюция государственного устройства британских провинций в Северной Америке шла по пути развития их самоуправления. В первой трети 19 в. британское правительство и слышать не желало о предложениях, касающихся введения элементов самоуправления. Колонии должны были поставлять сырье, предоставлять свободные территории для заселения и служить рынками сбыта для британских товаров. Поскольку проведение такой политики зачастую означало пренебрежение требованиями и интересами колонистов, для защиты интересов империи требовалось наличие на местах сильной власти в лице губернатора. Даже вспышки революционных волнений в двух канадских провинциях в 1837 не привели к изменению политики Великобритании, хотя граф Дергем, который был послан в колонии для переговоров с восставшими и поисков решения, поддержал требования колонистов об учреждении "ответственного правительства". Дергем, который был викторианским радикалом, полагал, что Нижняя Канада, с ее замкнутым полуфеодальным франкоканадским обществом, не может быть далее изолирована от влияния Верхней Канады, где доминировали прогрессивные силы современного капитализма. Поэтому первым условием создания ответственного перед парламентом правительства должно было, по его мнению, стать объединение провинций. Хотя британское правительство отказалось принять рекомендации Дергема, касающиеся ответственного правительства, оно последовало его совету об объединении провинций, которое и произошло в 1840. Однако вскоре вновь возник вопрос о введении ответственного правительства, поскольку после принятия парламентом Великобритании в 1832 Билля о реформе соотношение политических сил изменилось в пользу промышленников. Они хотели свободно торговать на мировых рынках, чему мешала существовавшая имперская система ограничений в торговле. В 1847 губернаторы колоний в Северной Америке получили указание о том, чтобы впредь состав всех консультативных советов формировался в соответствии с пожеланиями большинства в законодательной ассамблее данной колонии; в результате в 1848 каждая из колоний получила свое "ответственное правительство" по британскому образцу. Но и после объединения Верхней и Нижней Канады в 1840 франкоканадцы сохранили особенности своего политического устройства, добившись коалиционного правительства, основанного на соглашении между партиями, представлявшими обе части объединенной провинции. При таком положении достичь политической стабильности было невозможно, и постепенно стало ясно, что единственный выход из тупика лежит на пути дальнейшего объединения британских колоний в Северной Америке. Конфедерация. В конце концов соглашение об объединении колоний было достигнуто, хотя Нью-Брансуик и Новая Шотландия весьма неохотно пошли на такой союз, опасаясь, что они окажутся поглощенными более крупными соседями. Федеральная форма правления отвечала интересам франкоканадских лидеров, которые видели в ней возможность получить самостоятельное правительство. Началом существования нового союза считается 1 июля 1867, когда вступил в силу Акт о Британской Северной Америке. Союз объединял четыре провинции: Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Онтарио (бывшая Верхняя Канада) и Квебек (бывшая Нижняя Канада). Предусматривалась также возможность присоединения в дальнейшем Британской Колумбии, Острова Принца Эдуарда и Ньюфаундленда. Дальнейшее формирование федерации происходило по мере заселения и экономического развития колоний. В 1870 была образована новая провинция Манитоба на землях, которые ранее принадлежали Компании Гудзонова залива в бассейне р.Ред-Ривер. Британская Колумбия вошла в состав федерации в 1871. Остров Принца Эдуарда согласился присоединиться в 1873. В 1905 области прерий оказались настолько густо заселены, что на их территории были созданы две провинции - Альберта и Саскачеван. Особый путь выбрал Ньюфаундленд, сначала британская колония, а позднее самоуправляющийся доминион, и только с его присоединением в 1949 великий план отцов-основателей конфедерации был наконец завершен. Движение за независимость. В 1867 Канада оставалась колонией, хотя и получившей местное самоуправление в виде ответственного правительства. Акт о Британской Северной Америке создал конституционную основу федеративного государства Канада, но британский парламент оставил за собой право вносить в этот акт необходимые поправки. Постепенно, однако, полнота исполнительной власти переходила из рук британского генерал-губернатора в руки канадского премьер-министра и его кабинета. Первая мировая война существенно уменьшила степень зависимости самоуправляющихся доминионов (Канады, Австралии и Новой Зеландии) от метрополии. Постепенно они приобретали все большую независимость, которая по прошествии времени получила правовое и конституционное обоснование. В качестве основных вех на этом пути можно отметить следующие события. В 1926 Имперская конференция признала доминионы равными Великобритании и объединенными общим подданством короне, причем в каждом доминионе генерал-губернатор занимал такое же положение по отношению к кабинету министров, какое король занимал по отношению к своим министрам. В 1931 полномочия генерал-губернатора были законодательно изменены в соответствии с его новым статусом, и с этого времени назначение генерал-губернатора производилось царствующим монархом по рекомендации правительства доминиона. В 1927 Канада обменялась дипломатическими представительствами с Соединенными Штатами, несколько позже - с Францией и Японией. В 1931 был утвержден текст так называемого Вестминстерского статута - парламентского акта, который окончательно закрепил юридическую независимость доминионов от британского парламента. В 1949 канадское правительство отменило право апеллировать к Тайному совету Англии, сделав высшей апелляционной инстанцией Верховный суд Канады. В 1982 в Канаде был принят закон о конституции, который наделил канадский парламент правом самостоятельно вносить изменения в конституцию страны (ранее они формально подлежали утверждению британским парламентом). Федерализм. Канада получила федеральную форму правления в 1867. В юрисдикции федерального парламента находились оборона страны, внешняя и внутренняя торговля, валюта и банки; он обладал также неограниченной властью в области налогообложения. Права провинций ограничивались в основном местными делами (формирование местных органов управления, охрана имущественных и гражданских прав, образование). В руках федерального правительства сохранялась также реальная власть над провинциями. Оно могло, например, отменить любой закон, принятый провинциальным правительством. В последующие десятилетия власть федерального правительства над провинциями существенно ослабела, и практика отмены провинциальных законов федеральным правительством постепенно сошла на нет.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009