Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в некоторых отношениях уникальна. Единственная из древнегерманских литератур, она сохранила дохристианские мифы, героический эпос и - в сагах - реалистическую панораму аристократическо-республиканского уклада жизни поселенцев в Исландии. Уникальна эта литература и своей преемственностью. Древненорвежский язык викингов, поселившихся в Исландии между 874 и 930, так мало изменился, что обе Эдды и саги даже для современного исландца доступнее, чем Шекспир для современного англичанина. Народная по своему характеру, эта литература сделала исландцев одной из самых читающих и пишущих наций в мире. Поселенцы-викинги принесли с собой два разных вида поэзии - эддическую и скальдическую. Практически все, что нам известно из эддической поэзии, собрано в одном томе - Песенной Эдде, или Старшей Эдде, которая восходит к второй половине 13 в., хотя отдельные ее песни могут относиться к периоду 800-1200. Самые древние из них, возможно, были сложены в Норвегии. По форме это древнегерманские аллитерационные стихи (как в Беофульфе), строфически трех типов. По содержанию они отчасти мифологические, отчасти афористические или дидактические и отчасти - героические. Скальдическая поэзия столь же витиевата, сколь проста эддическая. Она тоже пользуется аллитерацией, но не чужда и силлабизма (равносложности), внутренней рифмы и ассонанса, а порой и конечной рифмы. Еще более изощрен стиль скальдической поэзии: редкими в эддических песнях кеннингами буквально пестрят скальдические стихи. Кеннинг - это сразу и метафора, и перифраз; например, "конь волны" - корабль, "буря копий" - битва. Исландские поэты состояли при королевских дворах по всей Скандинавии. Христианство пришло в Исландию ок. 1000, а вместе с ним пришла письменность, в 12-13 вв. принесшая плоды - саги. Саги представляют собой прозаические повествования разнообразного характера - от сухой фактографии отца исландской истории Ари Мудрого (Торгильссона) (1067/68-1148) через замечательные родовые саги и хроники Снорри Стурлусона к вымышленным мифо-героическим сагам и рыцарским романам 14 в. В большинстве своем они анонимны. Правдивый героический дух саг разительно отличает их от религиозной и романтической по тону средневековой литературы. Хроники норвежских королей начались в 12 в. полулегендарными сагами о первых королях-христианах - Олаве Трюггвасоне (ум. 1000) и Олаве Харальдссоне Святом (ум. 1030). Ари Мудрый, вероятно, был автором краткого хронологического обзора, который вызвал подражания, однако записи современной истории впервые стали вести Э.Оддссон (писал ок. 1160-1170) и К.Йоунссон (ум. 1215), которому принадлежит Сага о Сверрире, частично продиктованная самим королем Сверриром. Созданные на рубеже 12-13 вв. довольно обширные исторические обзоры вскоре затмил Круг Земной (ок. 1225-1230) Снорри Стурлусона. Исландские родовые саги, запечатлевшие родовые предания исландской знати начиная с эпохи первопоселенцев и примерно до 1000, были записаны в 12-14 вв., по-видимому, под влиянием королевских саг или хроник. В этих сагах - а все они претендуют на историчность, хотя в известной степени являются вымыслом, - героический дух эддической поэзии вкупе с фатализмом обреченной на гибель страны (древняя исландская республика пала в 1262) создали уникальную прозу. Наиболее известна Сага о Ньяле, но заслуживают упоминания и менее пространные саги, в частности романтическая Сага о Гуннлауге, лаконичная и насыщенная Сага о Храфнкеле и раздумчивая, фаталистическая Сага о Гисли. Еще в 1226 французские романы были переведены на древненорвежский. Потребность в этой литературе способствовала появлению национальных мифо-героических саг, среди которых Сага о Вёльсунгах продолжает традицию героических песней Старшей Эдды. Вскоре романы о викингах уступили место средневековым зарубежным романам о рыцарях и невероятных приключениях, которыми относительно изолированная от остального мира нация зачитывалась в глухую пору упадка (ок. 1400-1800). В 14 и 15 вв. приобрели популярность пришедшие из Франции через Данию и Норвегию танцевальные песни, или баллады. Слившись со старинными скальдическими формами, они образовали новый жанр - римы (ок. 1400-1900). Римы - жанр метрический, где рима (rma, песнь), предваренная кратким любовным стихотворением, соотносится с главой прозаического рассказа. Римы имеют строфическую форму, чаще всего это четверостишие, встречаются также двустишия и трехстишия. В скором времени римы превзошли сложностью и артистичностью даже скальдическую поэзию. Скальдическая метрика продолжала жить в духовной поэзии, ее наиболее значительный образец - поэма Лилия Э.Аусгримссона (ок. 1310-1361). Замечательны также стихи Й.Арасона, последнего католического епископа Исландии, казненного 7 ноября 1550. Реформация приспособила печатный станок для пропаганды лютеранства, и в течение 250 лет издавалась почти исключительно религиозная литература, все более попадавшая под влияние немецких и датских образцов. Новый Завет был издан в 1540, Библия - в 1584, вершиной же культовой литературы стали прекрасные Гимны о Страстях Господних (1666) Х.Пьетурссона (1614-1674) и Домашние проповеди (1718-1720) епископа Й.Видалина (1666-1720). Между тем ученые скандинавского Возрождения наконец открыли для себя древнеисландскую литературу. Чиновники и частные коллекционеры в Дании и Швеции собирали манускрипты, дорожа их исторической и антикварной ценностью. Самым крупным собирателем был исландец А.Магнуссон (1663-1730). В 19 в., в эпоху романтизма, эти собрания стали источником национального обновления скандинавской и исландской литературы. Провозвестником его был апостол национального самосознания, неоклассицист эпохи Просвещения Э.Оулафссон (1726-1768). Впервые романтизм заявил о себе в мужественных стихах Б.Тораренсена (1786-1841) и прозрачных строфах Й.Хадльгримссона (1807-1845). Отвергая банальность содержания и формальные условности римы, романтики равнялись на строгие образцы эддической поэзии и таких зарубежных поэтов, как Гёте, Шиллер, Гейне и Байрон. Этими идеалами овеяны романтическая фантастика поэта Б.Грёндаля (1826-1907), героические баллады Г.Томсена (1820-1896), классически строгая поэзия С.Торстейнссона (1831-1913), проникновенные творения гуманиста М.Йохумссона (1835-1920). Под их знаком формировалась новая проза - гомеровские переводы С.Эгильссона, собрания народных сказок (1862-1864) Й.Арнасона, новая драма, возникшая ок. 1800 как подражания датчанину Л.Хольбергу (1684-1754), но затем получившая чисто романтическое развитие у М.Йохумссона и И.Эйнарссона (1851-1939), и наконец, роман и первенец жанра - Юноша и девушка (1850) Й.Тородсена (1819-1868). В 1880-е годы в Исландию пришел реализм, отмеченный социалистическими, антиклерикальными и интернационалистскими тенденциями; возвестили о нем стихи Х.Хафстейна (1861-1922) и рассказы Г.Паульссона (1852-1891). Реализм заявил о себе и в романах Т.Гьялланди (наст. имя - Й.Стефаунссон; 1851-1915), в легких напевных строфах Т.Эрлингссона (1858-1914), в изящных стихах С.Стефанссона (1853-1927). На рубеже веков обозначился поворот реалистов к национальным идеям, в сторону идеализма и даже религии. Эта тенденция заметна в творчестве великого поэта-философа Э.Бенедиктссона (1864-1940), прозаика-спиритиста Э.Кварана (1859-1938), романиста Й.Трести (наст. имя - Г.Магнуссон; 1873-1918) и крестьянского поэта и романиста Г.Фридйоунссона (1869-1944). Свежим неоромантическим лиризмом выделились на рубеже столетий и в первые годы 20 в. произведения Г.Гвюдмюндссона (1874-1919) и Хульды (наст. имя - У.Б.Бенедиктсдеттер; 1881-1946). Их продолжателями выступили С.Сигюрдссон (1879-1939), Я.Й.Смаури (1889-1972) и Стефаун из Хвитадаля (1887-1933), тогда как Я.Тораренсен (1886-1972) и Э.Арнарсон (наст. имя - Магнус Стефаунссон; 1884-1942) представляли реалистическую сатиру. Современниками этих лириков были драматурги и романисты, писавшие по-датски с целью расширить круг своих читателей: Й.Сигурйоунссон (1880-1919), чья драма Горный Эйвинд (1911) получила европейское признание; Г.Камбан (1888-1945) и Г.Гуннарссон (1889-1975), ставивший психологические и философские проблемы в своих масштабных произведениях Церковь на горе (1923-1928) и Черная чайка (1929). В 1920-е годы некоторые писатели, начав работать в рамках отечественного романтизма, обратились к модернизму, по-разному преломив его в своем творчестве. Идеологом движения был С.Нордаль (1885-1975); он также - крупнейший авторитет в области древнеисландской литературы. Наиболее видными лирическими поэтами-модернистами были Д.Стефаунссон (1895-1964) и Т.Гвюдмюндссон (р. 1901), а самыми значительными романистами - Г.Хагалин (р. 1898), с большим юмором изображавший жизнь моряков и простых людей и тяготевший к реализму и социализму, и писавший по-исландски и по-норвежски К.Гвюдмюндссон (р. 1902) - непревзойденный мастер романтически окрашенного рассказа о любви. В середине 1920-х годов серьезное воздействие на литературу оказало обновленное социалистическое движение. Эссеист Т.Тоурдарсон (1889-1974), прежде не раз пародировавший современную лирическую поэзию, выпустил отмеченную новой, шокирующей стилистикой книгу Письма к Лауре (1924), ставшую своего рода "коммунистическим манифестом" в литературе. Однако истинным основоположником новой экспрессионистской, сюрреалистической манеры письма стал Х.К.Лакснесс (1902-1998); в 1930-е годы он опубликовал три монументальных романа - Салка Валка (1931-1932), Самостоятельные люди (1934-1935) и Свет мира (1937-1940). Огромной популярностью пользовалась в Исландии и Скандинавии его историческая трилогия Исландский колокол (1943-1946). В 1955 Лакснессу была присуждена Нобелевская премия по литературе. В новейшей исландской поэзии наблюдалась тенденция к отказу от традиционных исландских форм, отягощенных рифмой и аллитерацией, стремление заменить их более гибким стихом. Наиболее известный представитель этой школы, С.Стейнар (1908-1958), создал убедительную оригинальную образность, особенно ярко выразившуюся в его замечательной книге Время и вода (1948). Новаторами в поэзии выступили также Й.ур Кётлум (1899-1972), С.Хьяртарсон (р. 1906), Й. ур Вёр (р. 1917), Ханнес Сигфюссон (р. 1922) и Торстейдн фрау Хамри (р. 1938). Среди романистов следует назвать Г.Даниельссона (р. 1910), О.Й.Сигюрдссона (р. 1918), Т.Вильхьяульмссона (р. 1925) и Г.Бергссона (р. 1932), чей горький, причудливый роман Тоумас Йоунссон, бестселлер (1966) имел скандальный успех. Перу А.Тоурдарсона (р. 1917), самого крупного исландского драматурга, принадлежат также несколько нашумевших романов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009