Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ЭЛЛИНЫ

ЭЛЛИНЫ
Эллины Эллины ('ўEllhneV). - Впервые с именем эллинов - небольшого племени,жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея,- мы встречаемся у Гомера: Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами,упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу.Кроме того имя Эллады, как южнофессалийской области, мы находим внескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм. Этими даннымиэпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот,Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь Аристотель, основываясь наИл. XVl, 234 - 235. где упоминаются "жрецы Додонского Зевса Селлы, немоющие ног и спящие на голой земле", и отожествляя названия Селлов(подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир. Исходя изтого факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконныхгреческих богов - Зевса и Дюны, Эд. Мейер ("Geschichte des Altertums".II т., Штуттгарт, 1893) полагает, что в доисторический период греки,занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою вновые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, чтоупоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются вфессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная сГезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыномДевкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихсяродоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создалав лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийскойамфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm, "History of Greece",I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, "история Греции", т. 1, стр. 216- 217, М., 1897), что греки признавали тесную связь между союзомамфиктионов и именем Э., тем более, что в центре народов, входившихпервоначально в состав союза, географически помещались фтиотийскиеахейцы, тожественные с древнейшими эллинами. Таким образом членыамфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало помалупривыкли называть себя эллинами и распространили это название поСеверной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в.до Р. Хр., преимущественно на востоке, возникли соотносительные понятияварваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено ужевошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена,говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленноюжизнью. Как общенациональное название, имя Э., по имеющимся у нассведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге;кроме того известно, что устроители Олимпийского празднества носили имяГелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Хр. Потребность в созданииобщенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так у Гомерагреки носят обще-племенные имена данаев, аргивян, ахейцев, впротивоположность троянцам. Аристотель и некоторые представителиалександрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшееобще-этническое название народа - Graikoi( (= graeci, = гpeки), подкоторым в историческое время жители Э. были известны римлянам и котороезатем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос опроисхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числуспорных и нерешенных по настоящее время. Ср. Ed. Meyer, "Forschungen zuralten Geschichte" (Штуттгарт, 1892); В. Niese, "Ueber den Volkstamm derGraker" ("Hermes", T. XII, Б., 1877, стр. 409 и след.); Busolt,"Griechische Geschichte bis znr Schlacht hei Chaironeia" (I т., 2 изд.,Гота, 1893); Энманн, "Из области древнегреческой географическойономатологии" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1899, апрель и июль). Н. О.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009