Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





БИБЛЕЙСКИЕ

БИБЛЕЙСКИЕ
Библейские Библейские манускрипты. Дошедшие до нас библейские манускриптыразличны по своему характеру, объему и древности. Одни - codicesecclesiaslici - содержат лишь избранные церковные чтения из Евангелия(evangelistaria) или из других церковных книг (lectionaria). Другиесодержат текст в его естественном непрерывном порядке - codices textusperpotui. В одних содержится только греческий текст - codices puri, вдругих греч. текст помещается вместе с переводом на другой какой-нибудьязык, напр. латинский (cod. graecolatini), или разного рода толкованияэти наз. cod. mixti. Такие пергаменты, на которых, вместопервоначального свящ. текста - стертого или смытого, был написан тексткакого-нибудь другого сочинения, но потом свящ. текст был возобновлен ипрочитан - называются палимпсестами. Кроме евангелистариев и лекционариев, всостав критического аппарата вошло теперь более 900 манускриптов.Манускриптов первых трех веков до сих пор не найдено ни одного;древнейшие манускрипты относятся к IV веку; самые поздние к XVI в. Одниманускрипты писаны заглавными буквами - litteris uncialibus; другие -курсивными или малыми - litteris minusculis. Мы упомянем здесь только осамых древн. и важнейших для новозав. текста манускриптах. К числу такихпринадлежат манускрипты: Синайский, Александрийский, Ватиканский иманускрипт палимпсест св. Ефрема Сирина. Синайский Манускрипт найден наСинае, в монастыре св. Екатерины, лейпцигским профессором К.Титендорфом, в 1859. История открытия и описание манускрипта изложеныТишендорфом сначала в отдельной брошюре, а потом в предисловии к изданиюманускрипта. Манускрипт содержит большую часть Ветх. Зав. (другая частьнайдена Тишендорфом в 1844 г. и хранится в лейпцигск. университ.библиотеке под названием - codex rriderico Augustanus) и Новый Завет вполном составе, вместе с Посланием ап. Варнавы и книгою "Пастырь" Эрмы.Манускрипт пергаментный, писан заглавными буквами, без ударений ипридыханий; слова стоять одно подле другого в тесной неразрывной связи,а не раздельно. Этот Манускрипт, древнейший из всех найденных, относитсяк первой половине IV в. Тишендорф признает, что никакой другойманускрипт не представляет более надежного основания для восстановлениясвящ. текста. Другие ученые, признавая древность, важность и великиедостоинства Синайского манускрипта, несколько ограничивают мнение о немТишендорфа. Манускрипт хранится в Спб., в Имп. Публ. библиотеке. Первоеиздание исполнено с типогр. роскошью под руководством самого Тишендорфа,на средства государя имп. Александра Николаевича в 1862 г., в ПетербургеМанускрипт Александрийский подарен в 1628 г. англ. королю Карлу Iконстант. патриархом Кириллом Лукарисом; хранится в Лондоне, вБританском музее. Он содержит, с значительными пробелами, книги обоихзаветов и, кроме того, два Послания св. Климента римского; большая частьвторого Послания(подложного) затеряна. Манускрипт называетсяАлександрийским потому, что некоторые полагают, что он писан вАлександрии. Манускрипт написан заглав. буквами без ударений и дыханий;письмо сплошное, но иногда конец слова, особенно собственных имен,обозначается черточкою, конец предложения иногда обозначается точкоювверху; отделы начинаются новою строкою или указываются большоюначальною буквою. Этот Манускрипт принадлежит концу V или к началу VIвека. Печатных изданий два: роскошное факсимиле (Лондон, 1786 г.) иобыкновенное (Лондон, 1860 г.). Манускрипт Ватиканский находится в Риме,в Ватиканской библиотеке. Когда и откуда попал туда - неизвестно; но тамхранится очень давно. Его относят к половине IV в. и предполагают, чтоон писан египетским каллиографом. Манускрипт содержит книги обоихзаветов; недостает трех пастырских Посланий, послания к Филимону ибольшей части Послания к евреям. Писан на пергаменте, заглавнымибуквами, слова стоят нераздельно одно от другого, конец того или другогоповествования означается через пустое пространство, шириною в букву илив половину буквы. Другой руке принадлежат некоторые дополнения, поместам придыхания и ударения и подписание больших начальных букв вначале отделов. До открытия Синайского манускрипта Ватиканский считалсядревнейшим и важнейшим. Но сведения о нем были смутны и неверны, так какон доступен был лишь самому незначительному числу избранных лиц, и дляостальных хранился в тайне. В конце двадцатых годов текущего столетия вРиме было предпринято издание Библии по Ватиканскому списку, подредакцией ученого кардинала Анжело Маи; оно было приготовлено в 1838 г.,но замеченные ошибки побудили Рим. курию воспретить обнародование этогоиздания. По смерти Маи (1854 г.) издание было пересмотрено иопубликовано в 1857 г. в Риме. Это издание все таки былонеудовлетворительно в научном отношении. Ученым запросам удовлетворилТишендорф своим изданием Нового Зав. по Ватиканскому манускрипту: "NovumTestamentum Vaticanum post Angeli Maii oliovumque imperfectos labores exipso codice" (edidit Fridr. Const. Tischendorf, Lips., 1867). Манускрипт Палимпсест св. Ефрема Сирина хранится в Парижскойбиблиотеке. Название объясняется его историей. В XII или XIII в. спергамента стерт был первоначальный текст св. Писания и вместо негомелким шрифтом были написаны некоторые сочинения св. Ефрема Сирина. Втаком виде пергамент попал, после падения Константинополя, во Флоренцию,в библ. Медичи, и оттуда в Парижскую библиотеку. В конце XVII в.заметили существование первоначального текста и кое что разобрали. Потомконсерватор рукописей Парижской библиотеки К. Гозе, при помощихимических средств, очень многое привел в ясность; но от химическихопераций пергамент сделался очень тонок и начал просвечивать, и многое втексте слилось; Таким образом многое оставалось не разобранным и непрочитанным. Только искусству Тишендорфа удалось преодолеть всепрепятствия; им и издан был, с незначительными пропусками, этот важныйпамятник, в 1843, в Лейпциге. Манускрипт очень не полон: ветхозав. книгинаходятся в отрывках, и в Новом Зав. Не достает по крайней мере однойтрети. Манускрипт относится к первой половине V века. Кроме этихманускриптов и многие другие имеют важное значение для истории ивосстановления первоначального текста свящ. книг. Бизе (Жорж Bizet) -один из даровитейших французских композиторов, талант которого всегоярче высказался в его вceмирно известной опере "Кармен", род. 25 окт.1838 года в Париже, умер в Буживале 3 июня 1875 г. от болезни сердца.Отец Б. учитель пения, заметя в девятилетнем мальчике необычайныемузыкальные способности, поместил его в парижскую консерваторию, вкоторой Б. считался одним из самых блестящих учеников. Его профессорамибыли: по теории - Циммерман и затем Галеви (известный автор оп."Жидовка"), по фортепиано - Мармонтель, по органу - Бенуа. Получив вконсерватории последовательно девять конкурсных призов (с 1849 - 1856 г.), Б. был удостоен в 1857 г. десятого приза (Prix de Rom), связанного скомандировкою в Рим на казенный счет, для дальнейшего музыкальногоусовершенствования. Его первый шаг на поприще оперной композиции былдовольно оригинален; в 1858 г. Б. конкурировал на премию знаменитогоопереточного композитора Оффенбаха. Победителями на этом конкурсеоказались Лекок и Бизе, два молодых композитора, которые впоследствиипошли совершенно различными путями. Оба они написали одноактные опереткина либретто: "Le docteur Miracle", исполненные, одна задругой, 8 и 9апр. 1857 г. на сцене театра "Boulfes parisiens"; обе оперетки никакогоуспеха не имели. В Италии Б. написал двухактную итальянскую оперу буффа:"Don Procopio", два симфонических отрывка, увертюру (La chasse d'Ossian)и комическую оперу в одном акте (La Gusia de l'Emir). Послечетырехлетнего пребывания в Италии, Б. возвратился в Париж. В 1863 годуон дебютировал в театре "Lyrique" оперой "Les pecheurs de perles" в 3д., в 1867 г. им была написана четырехактная опера "La jolie fille dePerth". В этих произведениях Б. показал себя знатоком фактуры иинструментовки, но его творчество еще не достигло здесь большойвыразительности и сильного вдохновения. Успех этих двух опер в Парижебыл очень незначительный, благодаря некоторой расплывчатости. Этарасплывчатость была причиной того, что Б. был причислен к разрядупоследователей Вагнера; такой же участи подверглась его комическая опера"Djamileh". В оркестровой музыке Б. был счастливее. Его симфоническиепьесы, музыка к драме А. Додэ: "L'Arlesienne" и увертюра "Patrie" имеливполне заслуженный успех. Хотя Б. и терпел нередко неудачи, но иминтересовалась публика. Наконец, в 1875 г. Б. выступил со своейпоследней оперой "Кармен". Странная участь постигла эту лучшую оперу Б,имевшую лишь посредственный успех при ее появлении на парижской сцене"Operacomique"; такой же успех она имела и в Петербурге на первыхпредставлениях своих в итальянской опере, в 1878 году. В настоящее жевремя, повсеместный громадный успех ее представляет редкий контраст с еепервыми шагами как заграницей, так и у нас. В этой опере, с наибольшейяркостью, выступил и своеобразный талант Б. Все хорошие качества,который проявлялись в предшествовавших его произведениях в одних лишьнамеках, выступили в "Кармен" ярко и обаятельно. В последнем своемпроизведении Б. является замечательным колористом как в музыке, так и воркестровке. Его драматически талант, оставлявший многого желать впредыдущих операх, выступил в " Кармен" с большою силою. Сюжет оперы, посвоим разнообразным элементам: драматическому, комическому, наконецлирическому, требует таланта весьма разностороннего. Этуразносторонность и выказал Б. очень наглядно в "Кармен". Некоторыепартии, в отношении понимания голосовых средств певцов, написаны невполне удачно; это более относится к заглавной роли и к роли Тореадора,которые требуют голосов исключительных для того, чтобы произвестинадлежащее впечатление. Кроме того" главная роль доступна только певице,одаренной драматическими способностями. Как оркестратор, Б. может бытьпричислен к самым тонким и наиболее одаренным знатокам новейшейинструментовки. Ровно три месяца спустя после первой постановки "Кармен"в Париже, Б. скончался. Кроме перечисленных произведений, Б. написалмного романсов. мелких фортепианных пьес, преимущественно программногосодержания, как напр. : "Le Depart", "Les Reves", "Les Confidences" "LeRetour", "Trompette et tambour" и пр., транскрипции мотивов мелодии изоп. "Миньон", "Дон Жуана", "Гамлета". Из посмертных произведений; Б.оставил оперу "Ivan le terrible" вполне оконченную, "Genevieve, patronnede Paris", лирическую драму "Le tid" (последние две не окончены). Насмерть Б. Массенэ написал оркестровое сочинение, под заглавием:"Lamento", исполненное в концерте, данном в Париже в память Б. вскорепосле его смерти.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009