Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ФЕТИШ

ФЕТИШ
Фетиш Фетиш, фетишизм - термины сравнительного изучения религии, ведущиесвое начало от португальского слова "feiticо" (латинское factitius -волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначалиразличные принадлежности католического обихода - реликвии святых,чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. Послеознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого иНевольничьего берега), в XV в., они стали применять тот же термин ковсем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки сземлей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негрыотносились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу. В формеfetiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства вофранцузском, английском и других европейских языках. В науку, в качествеобобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые ввелего в 1760 г. известный де Бросс. в книге: "Du culte des dieax fetichesоu Parallele de l'ancienne Religion de l'Egypte avec la religion deNigritie"; но он неверно понял самую природу фетишизма и дал ему слишкомширокое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человеквыбирает объектом поклонения, напр.: дерево, гору, море, кусок дерева,львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторыхживотных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.", причем поклонениенеодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно имсамим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил терминфетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человекана объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. Донастоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культживотных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт), или все объектыпервобытного культа (Басиан), упраздняя тем самым всякую точность иопределенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор,считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно "учением одухах, воплощенных в вещественных предметах, или, связанных с ними, илидействующих через их посредство", и отделяя от него культ животных,растений, феноменов природы, духов, идолов. Но и в этом виде терминначинает не удовлетворять ученых; Джевонс, напр., предлагает совершенноупразднить его, как пугающий своей неопределенностью. Тем не менеетермин может удержаться в науке, если под ним подразумевать не отдельнуюстадию религии (какой в действительности никогда не существовало) и непсихологическую категорию фактов, а совокупность отдельныхнеодушевленных предметов (но не цельных феноменов природы), в ихестественном виде или так или иначе приспособленных, составляющих в томили ином смысле объект культа. Культ фетишей существует не у одних негров, но у последних он достигнаиболее разнообразного развития. Нет такого предмета, хотя бы самогоничтожного, вроде простого булыжника или кусочка дерева, который не могбы быть фетишем, и нет такого чуда, которого этот ничтожный объект немог совершить. Нужно только уметь его выбрать, окружить заботами и нераздражать. "Фетиши встречаются на каждой тропинке, у каждого брода, накаждой двери; они висят, в виде амулетов, на шее у каждого человека; онипредохраняют от болезни или, наоборот, причиняют ее в случаепренебрежения к ним; приносят дождь, наполняют море рыбами, ловят инаказывают вора, придают храбрость, приводят в смятение неприятелей" ит. д. (Вайц). Рёмер встречал даже целые дома фетишей. В одном из нихбыло собрано до 20000 самых различных объектов, как напр. горшок скрасной глиной, в которую воткнуто было петушье перо; деревянные колья,обмотанные шерстью; перья попугая, человеческие волосы и т. д. Средиэтих вещей, развешанных по стенам и валявшихся на полу, находилсякрошечный стул, рядом - такой же матрац, на котором Ф. мог отдыхать иливкусить из бутылки с ромом, стоявшей возле. В этот священный музей,собранный усилиями многих поколений, старый хозяин-негр приходилпосидеть и выпрашивать у своих покровителей разных милостей. Не всеобъекты этого музея имели одинаковое происхождение, не все пользовалисьодинаковым поклонением: некоторые имели значение настоящих божеств,другие - талисманов, но все они имели то общее, что представляли собоюпростые материальные объекты, одаренные, по представлению негра,чудодейственной силой и к нему благосклонные. Подобное поклонениематериальным объектам встречается не у одних негров: его можно считатьуниверсальным у народов самых различных ступеней развития. В видепереживаний мы находим его и в нашей собственной среде. Когти, рога,хвост, фаллос, шкура и другие части животного - объекты культа у самыхразличных народов; столь же распространено поклонение палкам, камням идругим подобным объектам неодушевленной природы. В центральной Австралиисамые священные объекты культа - палки и камни, которым приносят жертвыкрови. Дакоты поднимают с земли простые булыжники, раскрашивают их иприносят им жертвоприношения, величая дедами. Бразильские племенавтыкают палки в землю и приносят им жертвы. На Новых Гебридахпоклонялись голышам, промытым водой. Даже у более цивилизованныхнародов. как древние перуанцы, индусы, греки, семиты, мы находимподобные же факты: вспомним священные камни Мекки, камни и другие Ф.веддического культа, камни древних, которым делали возлияния маслом,дорожные камни индусов, древние религиозные памятники греков, о которыхГрот говорит, что они часто состояли из простого столба, доски,неотесанного камня или бревна - а между тем все окрестные жителипоклонялись им и приносили дары. Паллада-Афина, которой афиняневоздвигали впоследствии такие художественные статуи, первоначальноизображалась в виде простого необтесанного столба. В Европе поклонениекамням сохранилось до сравнительно недавнего времени. Еще в 1851 г.жители о-ва Инниски (Ирландия) бережно заворачивали камни в кусокфланели и выставляли их на поклонение в известные дни. В Норвегии доконца ХVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые каждыйчетверг вечером мыли, смазывали маслом перед огнем, клали на почетноеместо, а в определенные дни купали в пиве, чтобы они послали в домсчастье и довольство. Другие объекты фетишизма поражают своейстранностью. У североамериканских индейцев, напр., каждый человек с юныхлет получает во сне указание свыше, какой объект должен ему служить навсю жизнь лекарством. Это могут быть самые разнообразные предметы -целое животное или часть его, кожа, когти, перо, раковина, растение,камень, ножик, трубка и т. и. Данный предмет становится для данного лицабожеством-покровителем, которому приносятся жертвы и т. д. У болеекультурных народов распространено поклонение орудиям ремесла. Так, мечпользуется поклонением у раджпутов; в Бенгале плотники поклоняютсятопору, пиле, бураву, брадобреи - бритве, зеркалу, ножницам, писцы -своей чернильнице и перьям и т. д.; в земледельческом населениисуществует поклонение ситу. Поклонение плугу было известно древнимгерманцам. Генезис фетишизма очень сложен, но в общем он кроется ванимистическом воззрении на природу, по которому даже объектынеодушевленного мира одарены жизнью, разумом, волей и душой. Поэтомуодносторонне мнение, объясняющее фетишизм преимущественно тем, что фетишявляется вместилищем вселившегося в него извне духа-божества. Первичнымтипом фетиша должно считать тот, в котором усматривали самостоятельную,в нем самом кроющуюся, а не внешнюю, вселившуюся в него извне силу.Первобытный человек в каждом камешке, в каждом куске дерева видит нечтоживое. Поразительным примером такого отношения может служить речьорочского шамана, обращенная к первому попавшемуся булыжнику, поднятомуим для гадания: "О ты, что живешь от начала времен, ты все знаешь,скажи, чем болен такой-то?" (Штернберг). Долговечность камня -совершенно достаточное основание для заключения о его всеведении. Длятого, чтобы из материального объекта сотворить Ф., первобытный человекдолжен, однако, иметь основание думать, что данный объект отличаетсячем-нибудь особенным от других, ему подобных. Если тот или другой объектимеет не совсем обыкновенную форму или найден при какой-нибудьнеобыкновенной обстановке, если присутствие его случайно сопровождаетсякакимнибудь экстраординарным обстоятельством - удачей или, наоборот,несчастьем (пример - обоготворение случайно попавшего к кафрам якоря,вызванное тем, что король, отломав от него кусок, случайно вскоре послетого умер), если, наконец, он выказал внимание к своему поклоннику(известен рассказ о негре, который, при выходе из дома, споткнувшись окамень, воскликнул: "А! это ты!" и сделал его своимфетишем-покровителем), то во всех таких случаях первобытный человекрешает, что данный объект - не ординарное существо, а могучее и, если заним поухаживать, способное быть полезным. Высшей формой фетишизмаявляется та, когда сила объекта заключается не в нем самом, а вовселяющемся в нем духе-божестве, или же в силе, приобретенной через егопосредство. Такова природа фетишизма у негров западной Африки, культкоторых недавно вновь критически обследован английским исследователемЭллисом. Основой этого культа, стоящего не ниже других политеистическихкультов, служат божества общие (бог дождя, неба и т. д.), местные (боггор, рек, урочищ и т. д.) и злые (sassabonsum и др.). Божества двухпоследних категорий способны вселяться не только в жрецов, но и вотдельные объекты (кусок дерева, камня, горшок с землей и т. д.), еслиони добыты в местах обыкновенного пребывания этих божеств. От вселенияместных божеств получаются фетиши-покровители отдельных общественныхединиц, общин, корпораций, от вселения sassabonsum - Ф. отдельных лиц,главное назначение которых причинять зло врагам их обладателей. По своейприроде эти Ф. ничем не отличаются от идолов, и только по чисто внешнимпризнакам (отсутствие определенных изображений) их классифицируют особо,как Ф. Вселяться могут не только души божеств, но и души умерших людей иживотных, объектом своего вселения чаще всего выбирающие своисобственные останки. Отсюда поклонение мумиям у египтян, обычайпервобытных народов возить с собою кости и черепа своих предков,приносить им жертвоприношения и вообще оказывать почитание; отсюдаобычай хранить череп врага, дабы обладать его душой, обычай поклонениятаблице предков у китайцев, верящих, что в них вселяется одна из трехдуш предка; отсюда, наконец, поклонение когтям, хвосту, рогам, черепам,коже, перьям священного животного - поклонение, играющее такую роль вфетишизме и в так называемой магии. Далее, вследствие поверья, что душипредков вселяются в деревья, камни, песчинки, зерна, листья и т. п.,образуется культ подобных предметов, опять-таки связанный с высшимипредставлениями о душах, а не с самой материей объектов. Гамары в днижертвоприношений сажают за стол палки, срезанные от деревьев или кустов,посвященных умершим, и угощают их яствами; австралийцы поклоняются своимпредкам в образе палок и камней и т. д. Есть, далее, фетиши, которые необладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу лишьвследствие близости их или отношения к тому или другому божеству илисвященному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, взятая изхрама, гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь божества и т. п.мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага илибожеством-хранителем. Наконец, есть фетиши, происхождение которыхсвязано с той своеобразной логикой первобытного человека, котораясоздала симпатическую магию. Достаточно указать на такие примеры, какталисманы халдеян с именами богов, обычай египтян класть в могилукартины, изображающие покойника за любимыми его развлечениями, лечениенастоем из-под бумажки, исписанной заклинаниями и т. п. Этот родфетишизма в своей основе опять-таки имеет анимистическую подкладку. Кфетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол отличается отфетиша только тем, что он представляет собою материальный объект,которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеетсяна лицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста,обязательно либо обладает собственной, самостоятельной душой, либо можетстать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем илидругим соображениям решившегося поселиться в нем. Психологияидолопоклонства - та же, что у фетишизма: вера, что в идоле естьмогущественная душа или что в него вселился дух божества, который, внаграду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, оказываетпомощь человеку. Фетишизм, начиная с де Бросса, долгое время считалисамой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось лишьрезультатом неверного представления о фетише, как о мертвом объекте,поклонение которому могло иметь место только на самой низшей ступениумственного развития. На самом деле фетишизм появляется лишь в периодполного развития анимистического мировоззрения, гораздо позжевозникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как напр.поклонение инструментам, орудиям и т. д., являются непосредственнымрезультатом крайнего развития политеизма, с его особыми божествами длякаждого занятия, для каждого отдельного рода предметов. Ср. Waitz,"Anthropologie" (т. II); Э. Тайлор, "Primitive culture" (т. II, гл.XIV);Спенсер, "Основание социологии" (т. 1); Fr. Schultze, "Der Fetichismus"(Лпц., 1871); Бастиан, "Der Fetish an der Kuste Guineas" (Б., 1884);Baudin, "Fetichisme et feticheurs" (Лион, 1884); Ellis, "TheTschispeaking Peoples", "The Ewe-Speaking Peoples" и "TheJoruba-Speaking Peoples"; F. B. Jevons, "An introduction to the historyof Religion" (Л., 1896). Л. Ш - г.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009