Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ФАКТ

ФАКТ
Факт Факт (от латинск. facere делать, нем. Thatsache) - логический термин,имеющий обширное и не всегда определенное значение. В противоположностьобщему, идее, Ф. есть всегда нечто единичное. Ф. есть то основание, накотором строится теория, то, что требует объяснения, даваемого наукою.Он должен быть твердо установлен и в таком случае является инстанцией,которую замолчать или обойти нельзя. Достаточно одного Ф.,противоречащего теории, для того, чтобы признать ее ложною. Клод Бернарв своем введении в экспериментальную медицину говорит, что "Ф. сам посебе есть ничто: он имеет значение лишь поскольку с ним связана идея илипоскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый Ф. называютоткрытием, то открытие составляет не Ф. сам по себе, но новая идея, изнего вытекающая; точно также если Ф. что-либо доказывает, то не Ф. сампо себе служит доказательством, а лишь разумное отношение, которое онустанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или отношение исоставляет научную истину". Все это справедливо; если смотреть на Ф. какна нечто случайное; но Ф. есть выражение общего закона, и без точногоописания и установки Ф. самый закон найден быть не может; поэтому всякийФ. имеет безусловное значение, как точка отправления для теории. Всловаре Болдвина ("Dictionary of philosophy", 1901) мы находим следующееопределение Ф.: "Ф. есть объективно данное, установленное опытом, норассматриваемое независимо от того пути, которым оно установлено". Вэтом определении понятию опыта придано самое широкое, а понятно Ф. -самое узкое значение, ибо под Ф. обыкновенно разумеют не толькообъективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т.е. явление. Мы говорим о фактах сознания на ряду с фактами физическогомира; давно прошедшие события мы называем Ф. истории, и дажемифологические представления или измышления спиритов готовы назвать Ф.интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы и патологической. Изэтого явствует, что под понятием Ф. подводится весьма разнообразноесодержание, имеющее лишь два общих признака: Ф. обозначает всегда нечтоединичное и с представлением о Ф. связана всегда уверенность вдействительном, реальном существовании содержания известногопредставления. Так, для спирита материализованный дух есть Ф., вреальность которого спирит верит, в то время как для неспиритаматериализация есть лишь Ф. сознания верующего, реальным же Ф. являетсяпроизводимый спиритом обман. Понятие опыта в определении Болдвинаупотреблено в значении, противоположном умозрению, т. е. Ф. признаетсято, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а не путемдлинного ряда умозаключений. Э. Р. В истории фактами называются главным образом отдельные события(прагматические Ф.). но то же название распространяется и на все явленияисторической жизни, которые могут быть констатированы. Битва приБородине - Ф., но Ф. может быть названо и существование крепостногоправа в России до 1861 г. В этом смысле фактам противополагаются мифыили легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму икультуре, т. е. к событиям и состояниям, имевшим место вдействительности. О многих Ф. мы знаем непосредственно из историческихисточников, свидетельствующих о их существовании, раз достоверность этихисточников не подлежит сомнению. Есть и такие Ф., о которых источникимолчат, но о существовании которых мы догадываемся или существованиекоторых должны предполагать, заключая от фактически известных следствийк неизвестным их причинам или судя по аналогии с тем, что находим вдругих местах. Некоторые называют такие несомненно или предположительносуществовавшие, но неизвестные нам Ф. - скрытыми. Наука не можетотказаться от их исследования, тем более, что многие Ф. могут бытьназваны скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных исущественных подробностей. Теория исследования скрытых Ф. входит всостав исторической методологии , но разработана она очень мало. Врусской литературе попытку методологии скрытых Ф. сделал С. А. Муромцев, в "Очерках общей теории гражданского права". Одним из способов такогоисследования является метод сравнительно-исторический . Н. К Факториал -есть выражение вида х(х - h) (х - 2h)... (х - nh). Здесь х и h могут иметь произвольные значения, а n есть целоеположительное число. Такого рода выражения имеют большое значение висчислении конечных разностей . Для того, чтобы напр. вычислить суммуf(1)+f(2)+f(3)+...f(n), где f(x) целая функция от х, то сначаларазлагают f(x) по Ф., а потом производят суммирование. Д. С.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009