Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





УЛУС

УЛУС
Улус Улус. Это слово имеет несколько значений: самое общее из них - народ,поколение. Означает оно также орду, военную дружину. Иногда это словоупотребляется в смысле сословия; так напр. "Хора-улус" - "черный илиподлый люд", в отличие от "цагон иocy", сословия "белой (или знатной)кости". В Монголо-ойратском уставе 1640 г. У. имеет значение то жилогоместа вообще (Dorfschaft, по списку Палласа), то аймака, то родовогосоюза, то целого племени. Чаще всего слово У. употреблялось у древнихмонголов и калмыков для обозначения определенной формы родового союза,составлявшего часть более обширной родовой группы - "племени" (Тангаги).В этом последнем смысле У. означал союз нескольких отоков (родов) иаймаков, ведущих свое происхождение от общего племенного корня. У., какобозначение особой формы родового союза, встречается исключительно умонгольских племен (монголов, калмыков и бурят), хотя сходные с нимиродовые организации можно найти у всех азиатских кочевников.Характернейшая черта У. - это их подвижность. Это не прочные,прикрепленные к определенному месту поселения оседло-земледельческихнародов, а своеобразные, многолюдные родовые союзы кочевников, меняющихместо пребывания в зависимости от времени года, урожая, кормов, обилияили недостатка воды в том или другом месте. Территории, по которымкочевали У., имели, конечно, границы, но в пределах этих очень большихпо пространству территорий передвижение У., равно как отдельных ихчастей, было совершенно свободное, "безвозбранное". Этот взгляд наземлю, как на общее достояние всех У., калмыки перенесли и в Россию,когда прикочевали на Волгу. Признавая всю степь общим владением У., онине установили ни определенных границ между У., ни определенныхпространств для кочевки улусных родов. Бурятские поколения,перекочевавшие в XVI и XVII вв. из Монголии к Байкалу, также занимализемли целыми группами родов и владеют ими до сих пор сообща. Вадминистративном отношении монгольские и калмыцкие У. сохраняли оченьдолго (до начала XIX в.) те же основные черты, которые отличали улусноеустройство монголов еще во времена Чингисхана: каждый У. составлялотдельную кочевую орду, управляемую своим родовым вождем - нойоном,находившимся в вассальной зависимости от тайши. Отношения нойонов ктайши определялись началами родового старейшинства, т. е. лучшим иобширнейшим У. владел сам тайша, а менее обширные он раздавал вуправление наследственным нойонам, сообразно с их родовымстарейшинством. Нойон или тайша управлял У. неограниченно, но произволего в значительной степени регулировался издревле установившимся обычнымправом, носителями и выразителями которого являлись лучшие улусные люди- почетные старики. Улусные люди - они же сородичи - обязаны были своемувождю послушанием и ратной службой; они вносили подати на покрытиеразных нужд как общественных, так и личных тайши или нойона. Внутреннееустройство У. отмечено всеми чертами родового быта. У., как слишкомобширный родовой союз, делился естественно на более мелкие родовыегруппы - отеки, аймаки и хотоны. Каждая из этих групп управляласьнаследственным старейшим родоначальником, которому присваивались разныеназвания - зайсанга (глава отока), шуленги (глава аймака), ахха или ага(глава хотона). Отвечая за благополучие и порядок в своих кочевьях переднойоном или тайшой, старейшины содействовали тому, что такая подвижная,текучая общественная группа, как У., сохраняла свою целость, представляясобою прекрасно организованную как для самозащиты, так и нападениябоевую орду. В видах большей боевой готовности У. делились еще наискусственные группы - сотни, сорока и десятки, а для сохранения егоцелости строго возбранялось родовичам откочевывать в чужие У. Всякийперебежчик по строгим началам ойратства подлежал возврату в старый егород, так как освященный веками обычай обязывал родовича стоять всю жизньна страже. своей родной ставки, своего куреня (хотона). Родовой характерулусного устройства у монгольских патриархальных племен сказывается втрех основных устоях его: родовой солидарности, ответственности икруговой поруке. Родовая солидарность одно-улусных родовичей выражаетсяв обязательном призрении бедных и взаимной помощи. По исконным обычаяммонголов, всякий бедняк не только находил у своих одноулусников пищу иприют, но также радушный, братский приют. Богатый сосед всегда приходилна помощь бедному, снабжая его скотом, съестными припасами и всемнужным. Безвозмездный взаимный обмен услуг между родовичами считалсяобязательным. Круговая порука и ответственность членов одного У. передчленами другого вытекали из того основного начала родового быта, в силукоторого всякий У. играл по отношению к чужому роду или У. роль одногоколлективного лица. За вину родовича отвечал не только виновный, но всеродовичи того союза, к которому он принадлежал. Если виновниккакого-либо преступления не открывался, то штраф или виру платил весьрод или весь У., на который падало подозрение. Напротив, очистительнаяприсяга одного или нескольких одноулусников совершенно освобождала внекоторых случаях заподозренного родовича. Улусный суд, состоявший изправителя У. и почетных стариков, разбирал споры между одноулусниками;междуродовой суд решал дела, касавшиеся интересов нескольких У. илиродов. Древнее улусное устройство потерпело значительные изменения уволжских калмыков в первой половине прошлого столетия (в 1834 г.).Главнейшие из них заключаются в том, что сильно были урезаны прававладельцев улусов. У. были ограничены территориально: судебная властьнойонов перешла к суду "зарго", в котором рядом с депутатами откалмыцкого народа заседали также русские чиновники. У восточных монголовродовая организация У. сохранилась до сих пор в гораздо. большейчистоте. У бурят, судя по некоторым историческим данным, улусноеустройство в момент их перехода в русское подданство (в XVII в.) былосовершенно тожественно с организацией У. у монголов; но с течениемвремени бурятский У. теряет свои первоначальные большие размеры иначинает означать небольшую группу близкородственных ротонов, кочевавшихвместе. Так, в степных законах селенгинских бурят (от 1823 г.) слово У.употребляется в смысле стойбища или небольшой группы юрт или кибиток,составляющих только малую часть рода. Еще 30 - 40 лет тому назадбурятский У. имел следующий внешний вид. Каждый У. состоял обыкновенноиз нескольких жерденных загородей. В каждой загороди находилосьнесколько юрт с разными пристройками. В одной из этих юрт жид старший всемье бурят, старик со старухой, иногда с какими-нибудь сиротамиродственниками. В другой, рядом стоявшей юрте, жил сын этого старика, сженой и детьми. Если у старика были еще женатые сыновья, то и они жили вособых юртах, но в той же загороди. У всего этого семейного родовогокруга пашни, покосы, скот были общие. Все члены загороди работалисообща. При всякой жаренине, при всяком сборе гостей все участвовали,как одна семья. Рядом, в другой подобной же изгороди, жили ближайшиеродственники главы первой группы юрт, напр. его братья со своимисемьями; и тут в одной общей изгороди, посредине, стояла юрта старшего вроде, по бокам - юрты его сыновей. В более отдаленных загородях жилидальние родственники, которые назывались соседями. Наконец, еще болееотдаленные родственники обособлялись в новый У., имевший такое жеустройство. Группа подобных соседних У. составляла род, родовую общину(Щапов). Внешний вид бурятского У., таким образом, был совершеннотожествен с видом большого калмыцкого У.: разница между ними была тольков числе кибиток и в пространстве, занимаемом ими. Начала родовойсолидарности и взаимной помощи сказывались у бурят в целом ряде обычаеви обрядов, происхождение которых относится к глубочайшей древности, Так,во всех улусных общинах безродные сироты и бедные ходили по юртам, какпо своим родным жилищам, и находили там приют и пропитание. Они моглисами, без всякого спросу, взять что увидят в юрте съестного. Если вкакой-нибудь юрте закалывали барана, готовили жаренину, то буряты всеходноулусных юрт могли, не стесняясь, идти на жаренину, как на общуютрапезу. К общеродовым и, следовательно, улусным обязанностям относятсятакже поднесение невесте подарков, когда она перед свадьбой объезжаетсвоих родных; уплата калыма в складчину за бедного жениха; так наз."нэшвер", заключающийся в том, что всякий раз, когда кто-нибудьустраивает у себя свадьбу, вечеринку и т. д., родственники-одноулусники,и даже из других У., обязаны привозить с собою мясо, молочные продукты идругие съестные припасы, служащие серьезным подспорьем для родовича,устроившего торжество. Круговая порука и ответственность у селенгинскихбурят долго сохранялись в виде обязанности платить за украденную вещьили скотину, если воровской след привел к У. и последний не мог егоотвести. Присяга одного или нескольких близких родственников,удостоверяющая добросовестность и честность заподозренного лица,освобождала его от наказания. Таких черт общеродовой солидарности иответственности в бурятских У. в начале XIX в. было гораздо больше, ноза последнее столетие улусное устройство бурят претерпело едва ли не ещеболее серьезные изменения, нежели устройство калмыков. Главные причиныэтих изменений - смешение родов, распространение среди бурят ламаизма содной стороны и хлебопашества с другой. В направлении, разлагавшемдревнюю родовую организацию бурят, влияли также правительственныемероприятия последних десятилетий. Бурятские У. во многих местахобратились в неподвижные жилые места, с разнородным населением; древнееобычное право выходило из употребления и уступало место новымправоотношениям, а вместе с тем падали и те устои, которые придавалиулусной организации такую крепость и единство. Ср. Pallas, "Sammlungender historischen Nachrichten uber die Mongolischen Volkerschaften";Georgi, "Reisen"; M. Kroll, "Das Geschlechts- und Familienwesen derTransbaikalischen Burjaten" ("Zeitschrift fur Social- undWirtschaftsGeschichte", 1898); Леонтович, "Калмыцкое право"; его же,"Древний МонголоОйратский устав взысканий"; Голстунский,"Монголо-Ойратский закон 1640 г."; Самоквасов, "Сборник обычного правасибирских инородцев"; А. Щапов, "Бурятская улусная родовая община"("Изв. Вост. Сиб. Отд. Имп. Рус. Географ. Общ.", 1875); М. Кроль, "Формыземлепользования в Забайкальской области" ("Материалы по исследованиюземлевладения и землепользования в Забайкальской области", вып. 10). М. Кроль.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009