Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





САККОС

САККОС
Саккос Саккос - верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь иимеющая одинаковое с нею духовное значение. По мнению одних, С. вдревности был царскою одеждою, которая христианскими государямипожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием.Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались внее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза вгод: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится впротиворечии с этим мнением другое, по которому наименование С.обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus - вретище,мешок). В христианской древности эта одежда была одеждою покаяния икающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразитьсвое смирение пред Царем царей. По тому же побуждению она была внесена ив число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона малоизвестно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одногопатриарха. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличиемвысших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С.становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когдамитрополит киевский Фотий (1409 - 31) привез его с собою из Греции. Впериод патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но имитрополитам и, в знак особенной чести, некоторым архиепископам.Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивною епитрахилью(приперсником), усыпанною жемчугом, по примеру Ааронова нарамника. С1702 т. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с1705 г. он делается общею одеждою всех епископов. В духовном смысле С.означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, вкоторую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь вС., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситьсявысотою своего служения. Звонцы, привешиваемые к С., по подобию звонцовна одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие словаБожия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, "О священныходеждах" ("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство политургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П.Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп.Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви"(Курск, 1895).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009