Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





РУЛЬ

РУЛЬ
Руль Руль - На деревянных судах Р. обыкновенно делается составным: издлинного бруса (назыв. рудерписом), входящего в корпус судна черезотверстие, назыв. гельмпортом; к рудерпису прикрепляются деревянныебрусья, составляющие перо руля; к верхней части рудерписа (голове руля)прикреплен румпель (рычаг для поворачивания руля). Р. наваливается наахтерштевень на петлях), при чем для того, чтобы он не уклонялся далееопределенных пределов (30° - 40° по каждую сторону диаметральнойплоскости), на руле или штевне делаются стопора из кусков угловогожелеза. Для большей крепости головная часть Р. у деревянных судовделается вся металлическая, перо же оставляется деревянным. На железныхсудах Р. состоит из рамы, кованой или литой, покрытой листами железа(или меди, если судно ею обшито); если обшивка листами с двух cторон, товнутри рама забирается деревянными брусьями (гаками). Для того, чтобы непотерять P., если он отскочит с петель, к перу прикрепляется обух и кнему привешиваются цепи (сорлинь), другим концом прикрепленные к борту.Об относительной величине руля судят по отношению его площади к величинедиаметральной плоскости судна. На судах парусных и тихоходных Р.делается узким, чтобы не замедлять ход судна (около 1/40 диаметр. пл.);на паровых судах площадь делается большая (до 1/30); при этом на большихсудах относительная площадь руля менее, чем на малых. Для уменьшениясилы, потребной для вращательного движения P., последний делается иногдабалансирным, т. е. делают перо по обе стороны оси вращения, при чемздесь площадь делается больше передней, для того, чтобы P.,предоставленный самому себе, приходил в диаметральную плоскость.Неудобство этого Р. состоит в его тяжести так как он закреплен лишь вдвух точках внизу, у киля и у гельмпорта, и следовательно должен бытьпрочнее. Для увеличения поворотливости иногда делают отверстия в переP.; часто употребляется также Р. носовой, в дополнение к кормовому (уминоносцев); иногда делают двойной Р. (т. е. с пером из двухпараллельных плоскостей, Р. Жосселя) или же два Р. кормовых,расположенных один за другим, у бездейдвудных катеров Байта и т. д. Р. Л-н.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009