Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИКА
Педагогика Педагогика (греч. paidagwgikh) - наука о воспитании и образовании.Необходимость этой науки впервые сознана Квинтилианом, но взгляды назадачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческимифилософами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании, которые неутратили своего значения и в настоящее время. Считая гармонию одним изосновных начал всего существующего, Пифагор перенес это представление ина человека. Привести в гармонию различные душевные отправления,достигнуть надлежащего равновесия между телесною и душевною стороноючеловеческого существа - такова задача воспитания. Чтобы не вредитьгармонии, Пифагор советует не действовать на честолюбие питомца, а такжене прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармониислужит привычка. Сократ, исходя из убеждения, что добродетель естьзнание и что ей, поэтому, можно учиться, явился наставником афинскогоюношества и создателем особого приема преподавания, носящего его имя.Ряд наводящих вопросов как-бы помогал мысли родиться в голове другого(Сократ сам себя называл акушером мысли). Больше разработаны взгляды навоспитание у Платона. Задавшись целью нарисовать картину возможнолучшего государственного строя, Платон, в своем "Государстве", смотритна воспитание, как на могучее орудие в руках власти. Так как высшую цельчеловеческой деятельности Платон видит в познании идей, то и всевоспитание должно, по его мнению, давать необходимую подготовку к этомупознанию. Не все, однако, оказываются способными созерцать идеи: частьмолодежи, не обнаружившая в 20 и затем даже в 30 лет выдающихсяспособностей, поступает в ряды защитников отечества, те же, которыевыдержали надлежащее испытание, продолжают дальнейшие занятия науками,главным образом диалектикой, наукой об идеях. Только в 50 л.оканчивается весь курс образования. Так вырабатываются философы,аристократы мысли, которым должны быть предоставлены все высшие госуд.должности: познавая идеи, они в состоянии установить истинный госуд.строй, все же остальные люди должны только им подчиняться. По мнениюПлатона, весьма важно воспитание в раннем детстве, когда кладется основапоследующему развитию. Период ухода, как только ребенок научитсяговорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средствовоспитания в этом возрасте; благодаря им, дитя незаметно npиобретаетцелый ряд элементарных знаний. С седьмого года начинается периодсистематического обучения, прежде всего - гимнастике и элементарноймузыке, с 10 лет - грамоте, с 13 - поэзии и музыке, с 15 - математике, с18 - военным упражнениям. Ближе к действительности Аристотель, в своей"Политике" также изложивший вполне законченную педагогическую систему.Соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны сзадачами школы, Аристотель подчеркивает значение общего образования, взависимости с строем того общества, в котором питомцу придетсядействовать. Аристотель различает: 1) физическое воспитание, 2)воспитание неразумной части человеческой души или нравственноевоспитаниe и 3) воспитание разумной души ил умственное воспитание.Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного -подражание. Он указывает образовательное значение грамматики, риторики(в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) иполитики, которую мы бы теперь назвали социологией. В основных своихвоззрениях опирается на Платона и Аристотеля Квинтилиан, который, всвоем "Наставлении к ораторскому искусству", поставил себе задачейуказать, как можно подготовить дельного оратора; но так как, поубеждению Квинтилиана, оратором может быть только образованный иблаговоспитанный человек, то и взгляды Квинтилиана гораздо шире, чем этопредставляется по заглавию его труда. Способность к образованиюприрожденна человеку, как коню - его бег, хищному животному - лютость ит. п. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, ктознаком с необходимыми для того приемами, а также с условиями психическойжизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, таккак только в школе могут развиваться социальные чувства. Телесноенаказание порождает только рабские наклонности и свидетельствует, преждевсего, о полной неспособности воспитателя. Образовательный курсКвинтилиана состоит из семи свободных искусств, составляющих так наз.александрийскую энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросамвоспитания и в средние века, и в эпоху возрождения. Правда, блаж.Иероним написал "Послание к Лете", в котором дает советы, каквоспитывать дочь Леты, а блаж. Августин писал "о воспитании новичков",желающих посвятить себя духовному званию; но эти произведения не имели впоследующие века никакого влияния и отличаются крайне узкою точкоюзрения. Так, Иероним восстает против музыки и желает, чтобы девочка,едва научившись складам, составляла из подвижных букв только именаапостолов и святых. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о жизнибудущего века, первые христиане не только не думали о гармоничномразвитии всех сторон человеческого существа, но даже считали одну изэтих сторон источником греха. Умерщвление плоти и обуздание страстейпоставлено было идеалом, к которому должен стремиться всякий христианин.Такой взгляд тяготел и над средними веками, с их школами, долго непокидавшими монастырской ограды. Возрождение наук и искусств положилоконец этой односторонности. Снова сознанием лучших людей начинаютвладеть воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни вобществе, человека с здоровым духом и телом - такова задачагуманистической П., имеющей много представителей, особенно средиитальянских педагогов XIV - XV вв. (соч. Вержерио - "О благородныхнравах и свободных занятиях", Вежио - "О воспитании детей", и целый ряддругих, посвященных воспитанию княжеских детей). Оригинальныепедагогические взгляды испанца Вивеса , который, наряду с беспощаднойкритикой современной ему науки, указывал на необходимость заводитьблагоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами. Емуже принадлежит и первое по времени, довольно обширное сочинение,посвященное женскому образованию ("Об образовании женщины христианки").Многие гуманисты примкнули к реформации и стали деятельными помощникамиЛютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Меланхтону,написавшему несколько учебников, составившему первый школьный уставь иподготовившему много дельных педагогов. Под его влиянием такие деятелишколы, как Штурм, Неандер, Троцендорф, положили начало той разновидностив гуманистической П., которая ныне слывет под именем классицизма и непереставала иметь многих приверженцев на практике и в теории, особенно вГермании. Унижая родной язык, вводя в круг предметов преподаваниягреческих и римских авторов, педагоги классики мало помалу, особеннокогда увлечение гуманизмом улеглось, отдалились от запросов жизни. Ввиде реакции против них появилась попытка отказаться от традиционныхзнаний и построить новую науку. Современники Бакона начинают требовать,чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера кправилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полнымвыразителем новых требований является Амос Коменский, но и ранее егоРатке (Ратихий) уже учил, что преподавание должно идти на родном языке,сообразоваться с естественным ходом развития детей, пользоватьсяиндуктивным методом и избегать принуждения. Горячо ратуя за то, чтобыусвоение знаний было как можно больше облегчено для учащегося, Коменскийуказывает много дидактических приемов, вошедших в педагогический обиходнастоящего времени. Золотым правилом для учителей Коменский считаетнаглядность. 0бразование должно начинаться в материнской школе ипродолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массузнаний о природе и человеке, Коменский сделался основателемреалистического направления в П. Другой крупный представитель этогонаправления, Локк, в своих "Мыслях о воспитании" несравненно болееКоменского принимает во внимание законы развития человека и делаетвыводы, главным образом, на основании данных психической жизни, неприбегая к помощи авторитета Св. Писания или какихнибудь случайныхсоображений, как это было у Коменского. С особенною основательностьюЛокк разбирает некоторые вопросы педагогической психологии, напр. вопросо привычке, о недостатках детей, о наказаниях и наградах, о значениисреды и др. Приобретению знаний Локк отводить второстепенное место ипотому лишь вкратце затрагивает вопросы дидактики и педагогики. Особенноширокую известность педагогический натурализм получил благодаря Руссо .В своем "Эмиле" он требует воспитания согласного с природою, считаябезрассудством прилаживаться к существующему социальному строю. Нечегодумать заранее о какой-нибудь определенной профессии или положении:"жить - вот ремесло, которому я хочу научить Эмиля". Предоставитьпитомца самому себе и вместе с тем не спускать с него глаз и, незаметнодля него, окружать его подходящею обстановкою - такова трудная задача,которая ставится воспитателю. Увлечение "Эмилем" отразилось особенно уБазедова, с его филантропином, устроенным на совершенно новых началах: вклассах ученики вели себя как хотели; преподавание шло по возможностипод открытым небом, среди природы; между ученицами должно было царитьчувство товарищества. Не менее был увлечен "Эмилем" и Песталоцци ,стремившийся построить свою систему воспитания на "физико-механическихзаконах" человеческой природы. Песталоцци всесторонне разработал теориюнаглядного обучения, элементы которой находятся уже у Коменского иРуссо. В то же время он - творец методики элементарных предметовобучения (грамота, письмо, счет, рисование) и пламенный защитник идеинародного образования. Самые значительные направления немецкой П.текущего века (Фребель, Гербарт, Бенеке, Дистервег) примыкают кПесталоцци. Наибольшим распространением пользуется в настоящее времясистема П. Гербарта . Высшая цель воспитания, по Гербарту - добродетель,состоящая в согласии воли с главными нравственными идеями: внутреннейсвободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости.Гербарт различает три стороны воспитательной деятельности. Прежде всегонеобходимо считаться с некоторой необузданностью ребенка, противоречащеювсякому порядку. Надо, поэтому, справиться с ребенком, научитьсяуправлять им: этот отдел П. Гербарт называет управлением (другиепедагоги - уходом). Далее следует обучение, имеющее четыре формальныхступени: ясность, сочетание, система и метод. Чтобы обучение пустилопрочные корни, надо затронуть разные стороны психической жизни: малопознания - необходимо участие. Познание отражает многообразие предметовопыта (эмпирически интерес), приводить к усвоению законов явлений(умозрительный интерес) и сопровождается чувством удовольствия илинеудовольствия; одобрения или неодобрения (эстетический интерес);участие может касаться человечества вообще (симпатический интерес), илиобщества (общественный интерес), или, наконец, отношения какчеловечества, так и общества к высочайшему существу (религиозныйинтерес). Следует остерегаться преобладания в обучении какого-нибудьодного из этих интересов. Чтобы обучение шло равномерно, следует даватьпредметные уроки, а затем подвергать приобретенные сведения сначалаанализу, потом синтезу. Третью часть Н. Гербарта составляет учение овыправке, дисциплине. Надо сдерживать, определять и руководить питомца:сдерживать, чтобы в его поступках сказывалась одна и та же нравственнаяличность; определять, чтобы питомец был в состоянии самостоятельноделать правильный выбор между возможностями; руководить, чтобы всепоступки питомца проистекали из твердого нравственного убеждения. При современном состоянии знаний и культуры, в П. различают следующиечасти. 1) общая П., в которой рассматриваются вопросы о задачахвоспитания, о возможности его, средствах, значении и т. п. Сюда жеотносят психологические сведения, а также некоторые отделы этики, безкоторых невозможно решить общие вопросы о воспитании. 2) Учение офизическом воспитании, куда входят сведения из анатомии и физиологиичеловека. Главнейшею частью учения о физическом воспитании являетсяшкольная гигиена. 3) Дидактика и общая методика, имеющая своим предметомспециальное обучение и общие его приемы. Сюда относятся вопросы орасположении учебного материала (программа и учебный план), о способахпреподавания (акроаматический, когда курс излагается без активногоучастия учащихся, сократовский - гевристический или индуктивный,катехетический, наглядный). Так как приемы преподавания видоизменяютсясмотря по материалу преподавания, то каждый школьный предмет имеет своюособую методику. 4) Училищеведение, куда главным образом входит школьноезаконодательство, вопросы о положении учителей, их обеспечении подстарость и т. п. 5) История П., рассматривающая в историческом развитиикак школу, так и те чаяния в школьном деле, которые были высказываемылучшими людьми разных веков. В последнее время это подразделение П.подверглось некоторому изменению: стали различать теоретическую,практическую и историческую П., относя к практической П. дидактику,методику, училищеведение и даже учение о физич. воспитании. Самый полный труд по истории П. - К. Шмидта, "История П., изложеннаяво всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурнойжизнью народов" (русск. пер. М., 1880; первый том вышел вторым изданиемв 1890 г.). Живее изложение у К. фон-Раумера, "История воспитания иучения от возрождения классицизма до нашего времени" (СПб., 1875 - 78;два последние тома подлинника остались не переведенными). Главнымобразом по этим двум трудам Л. Модзалевский составил свой "Очерк историивоспитания и обучения с древнейшего до нашего времени" (2 изд., СПб.,1877 - 78). В отдельных своих частях много основательного представляетсборное изд. К. Шмидта: "Geschichte der Erziehung vom Anfang an bis aufunsere Zeit" (Штуттгарт, 1884 и сл.; еще не окончено). Богатасодержанием работа Фр. Паульсена: "Geschichte des gelehrten Unterrichtsauf den deutschen Schulen und Universitaten voin Ausgang desMittelalters bis zur Gegenwart" (2 изд., Лпц.; 1896 - 97). Болеедоступны: Квик. "Реформаторы воспитания" (пер. с англ., М., 1893);Theod. Ziegler, "Geschichte der Padagogik" (Мюнхен, 1895). По общейпедагогике: Ziller, "Allgemeine Padagogik" (Лпц., 1884); Kern,"Grundriss der Padagogik" (4 изд., Б., 1887); Schiller, "Handbuch derpraktischen Padagogik" (3 изд., Лпц., 1891; одно из оченьраспространенных руководств по П.); A. Matthias, "Praktische Padagogikfur hohere Lehranstalten" (Мюнхен, 1895); W. Toischer, "TheoretischePadagogik und allgemeine Didaktik" (Мюнхен, 1896); 0. Willman, "Didaktikals Bilduugslehre" (2 изд., Брауншвейг, 1894). Литература по методикамотдельных предметов подробно указана у Шиллера. В настоящее время в"Haudbuch" Баумейстера(в состав которого входят вышеназванные соч.Циглера, Маттиaca и Тойшера) появляются обстоятельные методики по всемпредметам, преподаваемым в средней школе. По школьной гигиене см.Eulenberg und Bach, "Schulgesundheitslehre" (Берлин, 1896 и сл.); П.Лесгафт, "Руководство по физическому образованию детей школьноговозраста" (ч. 1, СПб., 1888). Я.Колубовский.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009