Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПЕРВОБЫТНАЯ

ПЕРВОБЫТНАЯ
Первобытная Первобытная культура - термин, вошедший в употребление сравнительнонедавно, со времени появления (в 1871 г.) известного труда Э. Б.Тэйлора: "Primitive Culture". Само Понятие о первобытной культуревозникло гораздо ранее: уже древние философы доходили до представления одревнейшей, дикой стадии человечества. В более определенной форме,однако, это представление о П. культуре сложилось лишь в новейшее время,после того как теория Дарвина, открытие ископаемых остатков человека исравнительное изучение данных археологии и этнологии убедили внеобходимости применения и к истории человеческой культуры идеиэволюции, постепенного развития из простейших зачатков. "Сравнивая -говорит Тэйлор - различные стадии цивилизации у исторически известныхрас и пользуясь археологическим наведением по остаткам доисторическихплемен, является возможность судить до некоторой степени о древнейшемобщем положении человека, которое, с нашей точки зрения, должносчитаться первобытным. Это гипотетическое П. состояние соответствует взначительной степени состоянию современных нам диких племен, который, несмотря на существующие между ними различия, имеют некоторые общиеэлементы цивилизации, представляющиеся остатками от древнейшего периодаистории всей человеческой расы.... Переживания в культуре, разбросанныепо всему пути развивающейся цивилизации, как дорожные знаки, исполненныезначения для того, кто умеет разбирать их надписи, - и теперь являютсяП. памятниками варварской мысли в жизни. Европеец может найти средигренландцев. и маорисов многие черты для воссоздания картины жизни своихсобственных прародителей". Представление о П. культуре получается путеманализа составных частей человеческой культуры (знаний, верований,искусства, техники, нравственности законов, обычаев и т. д.) и сведенияих к простейшим формам и зачаткам, на основании данных истории,археологи. этнографии, языка и т. д. Так, сопоставляя между собоюразличные стадии житейской техники, мы доходим до простейшей,древнейшей, когда единственными материалами для орудий были камень,кость, дерево, когда человек пользовался для жилья пещерами, землянками,шалашами, когда он ходил нагим или одевался в звериные шкуры, когда языкего был чужд отвлеченных понятий, когда его общественное и семейноесожительство сводилось к простейшим формам, религия - к грубыманимистическим представлениям и т. д. Следы этой древнейшей стадии мывстречаем как в остатках быта ископаемого человека, жившего тысячелетиятому назад так и среди современных дикарей, большею частью, впрочем, ужетронутых европейскою культурою и теряющих все более и более черты своейсамобытности. Ранее развития человеческой речи и человеческого ума,ранее уменья приготовлять себе орудия и пользоваться огнем, ранее вообщепростейших зачатков человеческой культуры, человека в собственном смыслееще не было, а был его предшественник, о котором мы не можем иметьсколько-нибудь обоснованного представления. С другой стороны, иархеологические изыскания, и этнографические наблюдения указывают нам,рядом с некоторыми общими чертами примитивной цивилизации,многочисленные вариации в подробностях, оттеняющие собою различныеусловия жизни и быта и различные стадии прогресса и регресса культуры.Понятие о П. культуре отвлекается от этих изменчивых подробностей,образуя общую схему П. житейской техники, мысли, верования,общественного и семейного склада. Эта П. культура была основным фоном,на котором отлагались позднейшие приобретения, постепеннораспространяясь вширь и усваиваясь все большим числом особей. Но этипозднейшие наслоения не могли совершенно закрыть первоначального фона,часто налагавшего печать на новые понятия. Рядом с усваиваемыминовизнами сохранялась и традиционная старина. Этим объясняютсямногочисленные переживания или пережитки в жизни культурных народов.Особенно упорно они держатся среди менее тронутых культурою народныхмасс; но и в "образованном" обществе мы встречаем нередко следы П.культуры, усваиваемые бессознательно от поколения к поколению совершеннотакже, как и так наз. дикарями. По всей вероятности, потребуются ещевека на то, чтобы человечество окончательно рассталось с своими П.воззрениями, если они не будут еще по временам возрождаться, путематавизма, как это бывало неоднократно а течение прошлых веков. Д. А.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009