Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПЕНАТЫ

ПЕНАТЫ
Пенаты Пенаты (Penаtes) - у древних римлян боги домашнего продовольствия иликладовой (penus - съестные припасы). Они почитались у очага и близкостояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовногосемейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторонусемейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобыдомашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были связаныс семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Своизаботы о семье они разделяли с дарами : участвовали во всех домашнихогорчениях, радостях, несчастиях, покровительствовали всей семье икаждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие идовольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждымприемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки снебольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati,minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и дажеперешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частныхП. были еще общественные (Penates publici, maiores), представителиобщественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты.Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латииян, но вообщеу всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так П.латинского союза имели святилище в гор. Лавинии, куда сходились напоклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы,диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесьжертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертвжрецы и военные начальники, отправляющиеся в провинции. По преданию, П.Лавинии - те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П.существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р.Хр. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своейметрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П.были чисто римскими божествами; на это указывает ихотвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культгестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология несоздала божеств подобных П. У греков были боги покровители семьи,города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определеннуюфизиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; ониизображались в виде сидящих юношей, с копьями в руках. Ср. Jer. Muller,"De diis Romanorum Laribus et Penatibus" (1811); Jaekel, "De diisdomesticis priscorum Italorum" (Берл., 1830); Klausen, "Aeneas und diePenaten"; Hertzberg, "De diis Romanorum patriis sive de Larum atquePenatium religione ef cultu" (Галле, 1840). Н. О.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009