Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПРЕРАФАЭЛИТЫ

ПРЕРАФАЭЛИТЫ
Прерафаэлиты Прерафаэлиты - группа английских художников и поэтов, образовавшаясяв начале 50-х годов XIX ст. с целью борьбы против условности ванглийском искусстве первой половины века, против академических традицийи слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлитов"должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художникамиэпохи раннего Возрождения и такое же, как у последних, благоговейноеследование природе. Членами братства П. сделались художники и писатели,имена которых стали с тех пор знамениты: Данте-Габриэль Россети, егобрат Вилльям, Гольман Гент, Джон-Эверет Милле, скульптор ВульнерКоллинс. На выставке 1855 г. появились первые картины, подписанные тремяусловными буквами Р. R. В. (Pre-Raphaelite Brotherhood). Лучшим из ихпроизведений была картина Г. Гента: "Светоч Мира". Она изображаласмелую, спокойную и свободную фигуру Христа, стоящего с зажженнымфонарем в руках, в саду, у закрытой двери, и стучащегося в нее увереннымдвижением руки. Выше всего художники братства ставили одухотворенностьзамысла. Они отождествляли искусство с религией и смотрели на картинукак бы на молитву религиозно настроенной души, выражающуюся символами.Они считали искусство служением Богу и полагали, что содержаниемхудожественных произведений должно служить преимущественно все то, чтоговорит об отношении человека к вечности, о божественной тайне,открывающейся душе человека только посредством символов. В начале П.предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие выражатьрелигиозное и мистическое настроение, причем избегали в живописицерковного характера и трактовали Евангелие символически, придаваяособое значение не исторической верности изображаемых евангельскихэпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, напр., в "СветочеМира", Гента, в виде Спасителя, с ярким светильником в руках, изображентаинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытыечеловеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.В понимании П. символ отличается от простой аллегории тем, что живетсвоей собственной жизнью. П. старались воспроизводить с величайшейдобросовестностью и точностью всякий предмет, всякую подробностьвнешнего мира, прежде всего изображать жизнь и правду, а затем ужепоказывать, что таится за внешностью предметов и жизненных явлений. Онистремились внести в искусство этическое содержание не путем нравоучений,а исканием истины в природе. Кроме религиозных сюжетов, они занимались иисторическими темами, добиваясь величайшей точности в изображениифактических подробностей. Некот. (Гук, Льюис, Линнель и др.)разрабатывали пейзаж, внося в него то же изумительное изучениечастностей. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображениемоблаков, унаследованным ими от предшественника этой школы, Тернера.Большое значение для П. имел Джон Рескин, повлиявший своими книгами (вособенности "Modern Painters") на развитие эстетического вкуса в Англии;он уяснил значение Тернера и привел в систему идеи П. относительноискусства. Он был не созидателем искусства П., но его толкователем итоварищем его первых деятелей. Рескину принадлежит ясное определениехудожественных целей прерафаэлитства. "Легко управлять кистью", говоритон, "и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этогоможет добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать средитрав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говоритнашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленнойземли, находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечногобожественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящими незрящим - таково назначение художника. Этого требует от него Бог". Вэтих словах заключается вся суть искусства П.; они стремились разрушитьрамки условности и одухотворить искусство религиозным и этическимсодержанием. Братство П. распалось, как только миссия его была окончена,т. е. выражен протест против условности во имя правды и пониманияискусства как служения религиoзно-нравственной идее. Члены братствапошли каждый своим путем; но и после его распада продолжала развиватьсягруппа художников и поэтов, примкнувших к эстетическому миросозерцаниюП. Преемниками их явились Бернье-Джонс, Уатс, Моррис, Вальтер Крэн и др.Ср. J. Ruskin, "Praeraphaelitism" и "Modern Painters"; R. de laSizeranne, "La peinture auglaise contemporaine"; Ernest Chesneau, "LaPeinture Anglaise"; З. Венгерова, "Литературные характеристики". З. Венгерова.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009