Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ
Просвещение Просвещение (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которымобозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIIIв. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы:просветители, просветительная литература, просвещенный (илипросветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение"философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежит оченьважное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV -XV веков , как чисто светского культурного направления,характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением ктрадициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиознойреформации и католической реакции, когда в жизни Зап. Европы снова взялиперевес теологические и церковные начала. П. является продолжениемтрадиций не только гуманизма, но и передового протестантизма ирационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых онунаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшимудобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П.наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил своеразвитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационнойэпохи и началом так называемой "естественной религии", которуюпроповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальникапросветительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобногуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный инациональный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получилафранцузская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье,Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма,направившего свою критику во Франции на вопросы политического исоциального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи былиболее заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основнымстремлением П. было найти путем деятельности человеческого разумаестественные принципы человеческой жизни (естественная религия,естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократови т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных началподвергались критике все исторически сложившиеся и фактическисуществовавшие формы и отношения (положительная религия, положительноеправо и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которыедолжны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизми французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себяреакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старомутеологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучениюисторической деятельности, которая была в большом пренебрежении уидеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основногохарактера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть заменаодних догматических идей другими догматическими же идеями, асамостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещениюпросветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср.Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "Laphilosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise etla philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought inthe XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche undgesellige Zustande" и др. Я. К.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009