Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН
Посейдон Посейдон (Poseidwn; много вариантов - Posoidan и др.) - в греческоймифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует изкорня pot, встречающегося в греческих словах potoV, potizw, potamoV, влат. poto и т. д. П. олицетворял собою элемент влаги, окружающий,поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжениигреческого мира как исконный национальный бог. В эпосе П. - владыкаморя, сын Крона и Реи (по Гомеру - младший брат Зевса, по Гезиоду -старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями ибогатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Егодворец находится на дне морском, близ Эг (Aigai), на северном берегуПелопоннеса; там же было и другое место его культа (ахейского иионического) - Гелика, позднее уничтоженная землетрясением (некоторыепредполагали гор. Эги на берегу Евбеи или Эолиды, против Митилены).Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу,запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами;морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие.Символы его могущества - трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем онукрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скалисточники; triaina - первоначально острога (гарпун) рыболова при охотена дельфинов или тунцов - соответствует в его руках молнии в рукахЗевса. Бык (черный) - животное, посвященное П. - олицетворяет собойярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет П. - taureoV;,состязания быков, устраивавшиеся в честь П. (в Фессалии и Ефесе),принесение в жертву быков; tauroi назывались в Ефесе мальчики,прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует собой спокойствиеводной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейсяна воде, и эпитеты бога gaihokoV, asjalioV. В символе коня сказываетсятоже бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка. КультП. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразилисьв более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами,долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, чтоземлетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земныеуглубления) и при море - т. е. во всей Элладе, с материком и островами.П. чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца былаобразована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ,представители которого считались славными наездниками и мореплавателями.Другим центром почитания П. был Коринф, перешеек (Истм), с его играми.Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене; Калаврии (местопосейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался какбог рек и коней; в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм12 Ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклуаттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый - героизированныйП. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию.трезубцем П. (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). Помере основания колоний культ П. распространялся все шире и сделалсяповсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами -например. культ лелегокарийского П. Основная черта, отличающая П. вмифах - это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляетсянераздельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладанияземлей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос),Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та же дикая инеобузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис,Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года - Посейдеон перед зимнимсолнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает море (П.-asjalioV), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровительплавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство,война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель(enosikJwn), он чтился в Спарте, Арголиде. наСпорадских овах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образуетдолины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахиии поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но сразрушительной силой он соединяет созидательную; ему приписываетсяпостройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте.Внутри страны ему покланялись как богу пресных вод - рек, озер,источников и связанного с ними плодородия (П, krhnoukoV, epilimnioV,jutamioV);в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) иДеметры, которая, по одному преданию, от него произвела на светПерсефону. Олицетворяя производительную силу природы, П был покровителемрода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считалсяродоначальником многих (преимущественно Ионийских) фамилий. Весьмаважную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из скалыударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт - сыновья П. - были вскормленыкобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем;его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом демеКолон П. почитался, как усмиритель коней (П. damaioV), на ряду сПалладой; конные состязания происходили и на истмийских играх,учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались намысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства П.изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой иволосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длиннойионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), при чемприподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда онизображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств ичудовищ, или на быке, или на коне. Его лицо носило большею частьювыражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскомуспокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller,"Griechische Mytbologie" (1894, т. 1, 566 - 596). Welcker, "GriechischeGotterlehre"(T. 1, 622 - 643; т. II, 671 - 681); Panofka, "Poseidon u.Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und Geltung des P. "(Б., 1851), Eschweiler, "De nomine mythologico P. " (Рост., 1869);Overbeck, "Griechische Kunstmythologie" (Лпц., т. II, 1875); Holba,"Ueber das Wesen Poseidons" (1886). Н. О.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009