Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПОСТЫ

ПОСТЫ
Посты Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.К числу многодневных принадлежат посты: 1) св. четыредесятницы; 2) постап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостольским. Так какначало этого П. зависит от праздника Пасхи, то он бывает то короче, топродолжительнее. При наибольшей продолжительности он обнимает шестьнедель, при наименьшей - неделю с днем. Начало его восходит к глубокойдревности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях , ноособенно часты упоминания о нем становятся с IV в. (св. АфанасийВеликий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий). 3) Успенский П. (впросторечии - госпожинки), в честь Пресв. Богородицы, продолжается от 1до 15 августа. По строгости пощения он приближается к великому;ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздникПреображения Господня. Церковь всегда рассматривала этот пост какдревнее установление, сохраняющееся по не писанному преданию. Древнейшееупоминание о нем, под именем поста осеннего, встречается у ЛьваВеликого. В древней церкви были разногласия касательно продолжительностиэтого поста; поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этотдень некоторые разрешали себе употребление мясной пищи. Окончательноустранены эти сомнения соборным определением 1166 г. 4) Рождественскийпост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней, почемуназывается также четыредесятницею. Другое название его филипповский пост(в просторечии - филипповки), так как в день его начала, 14 ноября,празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближаетсяк посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20-годекабря, т. е. в дни пред празднества Рождества. Христова, и достигаетвысшей степени в последний день, так называемый сочевник (сочельник). Пообычаю православных, в этот день П. хранится до вечерней звезды. Ясныеупоминания о рождественском. П. встречаются только с IV в. В V в. ЛевВел. называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы засобранные плоды. Количество дней этого поста в древности в разныхцерквах было неодинаково. Однообразный порядок в этом отношенииустановлен на соборе константинопольском 1166. К числу однодневных П.принадлежат: а) пост в среду и пяток, установленный церковью по причиневспоминаемых в эти дни событий - предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смертиЕго. В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней П. истояния, так как в эти дни верующие, как бы стоя на страже, проводили вбогослужении целую ночь. Пост в эти дни соблюдался до девятого (третьегопополудни) часа. В среды и пятки некоторых седмиц П., по правиламцеркви, не имеет места. Таковы: седмица пасхальная, рассматриваемая какодин светлый день, седмица Пятидесятницы; так называемые. святки, т. е.период времени в двенадцать дней от Рождества. Христова до Богоявления,кроме последнего дня (крещенского сочевника); седмица мытаря и фарисея;седмица сырная, б) П. в праздник Воздвижения Креста Господня, 14сентября; в) П. в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя ГосподняИоанна, 29 августа, и г) П. в навечерие Богоявления Господня, 5 января.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009