Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПОСЛАНИЕ

ПОСЛАНИЕ
Послание Послание (epitre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно - отфилософских размышлений до сатирических картин и эпическихповествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор П.говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается доторжественности и пафоса, иногда - что более свойственно П. - понижаетсядо простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которомуобращено П. Особенно свойственными стилю П. старая поэтика считалаизящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры -гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин частопользовался в П. оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали П. до Горация, создавшего этотлитературный жанр и давшего образцы его, которые долго считалисьнеподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частныхписем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них -3 П., посвященные литературе, особенно П. к Пизонам: "De arte poetica".Вслед за тем Овидий, называющий себя в "Ars amandi" изобретателем этогорода поэтических произведений, написал ряд "Неroides" - любовных П. отимени женщин, и "Ex Ponto" - П. к жене, дочери, друзьям и к Августу; кП. могут быть отнесены также его "Tristia". В Риме П. писали еще Авзонийи Клавдиан. Истинное отечество П. - Франция, где издавна столь популяренизысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чемугодно, легко укладывающаяся в рамки П. Клеман Маро, давший первыеобразцы П. в французской литературе, создал их под влиянием своих.античных предшественников. Известны его П. из тюрьмы Шатлэ к его другуЛиону Жаме и два П. к королю - первое "pour sa delivrance" и второе"pour avoir ete desrobbe"; эти шутливые письма могут считаться образцомтонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью ипочтением. За ним писали П. Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его "Epitrechagrine"), Буаробер, но всех их затмил Буало, который нашел в П.литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из егодвенадцати "Epitres" особенно известны IV - "Au Roi, sur le Passage duRhin" (1672), VII - "A Racine" (1677) и XII - "A mon jardinier" (1695);как во внешней структуре, так и в содержании П. Буало заметно сильноевлияние Горация. В ХVIII в. П. становится излюбленной формой. Вольтер,возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блескизящества и остроумия. Он писал П. Фридриху, Екатерине ("Eleved'Apollon, de Venus et de Mars, qui sur ton trone auguste as place lesbeaux arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu'on pense etc. ",с знаменитым стихом: "C'est du Nord aujourd' hui que nous vient lalumiere"), писателям. своим друзьям и врагам., актрисам, неодушевленнымпредметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau; a Horace).Одновременно с Вольтером писали П. Жантиль Бернар ("Epitre a Claudine"),Берни ("Ер. sur la paresse"); Седэн ("Ер. a mon habit"), Буффлер ("Ер. aVoltaire"), Грессе ("Ер. а ma soeur"), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж.Шенье и др. В нашем веке во Франции писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго;есть отдельные сборники П. Виеннэ - "Epitres et satires" (1845) и Отрана- "Epitres rustiques". П. - довольно распространенная литературная формаи в Англии. Классическими считаются четыре П. Попа, составляющие его"Опыт о человеке", а равно "Epistle from Eloisa to Abelard" (1716). Внемецкой изящной литературе П. приняло лирическую окраску. П. писалиВиланд ("Zwolf moralische Briefe", 1752), Гeкинг "An meinen Bedienten"),Глeйм Якоби, Шмидт, Уц, Николаи ,И. В. Михаэлис; особенно известны П.Шиллера "An Goethe, als ег den Mahomet des Voltaire auf die Buhnebrachte", Гете - "Zwei Episteln uber das Lesen schlechter Bucher", иРюккерта. Из современных поэтов П. писал Готшалль. В Италии известны П.Киабреры ("Lettere famigliare"), который ввел. эту форму в итальянскуюпоэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе ХVIII в., покорнойфранцузским образцам, форма П. (также под названиями "письмо, эпистола,стихи") была очень распространена;, едва ли за это время найдется хотьодин выдающийся поэт, не писавший П. Наиболее известны П. Кантемира("Письма" к Трубецкому, Потемкину, "К стихам моим"), Тредьяковского("Эпистола от российской поэзии к Аполлину"), В. Петрова, Княжнина ("П.прелестницам", "П. трем грациям", "К российским питомцам свободныххудожеств" и др.), Козодавлева, Кострова ("Эпистола на всерадостный деньвосшествия на престол Екатерины". "К председателю муз" и др.),Сумарокова (пять "эпистол" - "О русском языке", "О стихотворстве" идр.), Ломоносова ("О пользе стекла", Шувалову); Фонвизина ("П. к слугаммоим: Шумилову, Ваньке и Петрушке"), Дашковой ("П. к слову"), Рубана("Российской музы П. к Овидию"), Капниста ("Батюшкову", "Озерову", "Кпрекрасной"), Виноградова ("Эпистола Александру Петровичу Ермолову"),Державина ("Любителю художеств", "Эпистола Шувалову"), Муравьева,Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются П.Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящиеП. в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочкив стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову,Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Федоровне, Воейкову, кн.Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку,Нарышкину, Дмитриеву. Писали П. также Карамзин ("К Плещееву", "Кженщинам", "К бедному поэту"). Гнедич ("Перуанец к испанцу") и др. П.Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубокоискренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны иостроумны, далеки от условного стиля классических П.; П. к Дельвигу("Череп") вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие П.также были первоначально предназначены не для печати, но лишь дляадресата. В лирике Пушкина П. занимают видное место, особенно П. кБатюшкову, "Городок", Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину,Кошанскому ("Моему Аристарху"), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко;особый характер имеют П. "В Сибирь" и "Овидию". В дальнейшем развитии П.теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирическихстихотворений. "Валерик" Лермонтова - письмо в стихах - не имеет уженичего общего с шаблоном классического П. Тем же свободным характеромзапечатлены П. Тютчева ("А. Н. Муравьеву", "К Ганке". "Кн. А. А.Суворову"), Некрасова ("Тургеневу" и "Салтыкову"), Майкова, Полонского,Надсона ("Письмо к М. В. В. "). Ар. Гр.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009