Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
Положительные Положительные идеалы П. столь же определенны, как и его критикасовременного строя зап. европейской государственной и общественнойжизни. "Есть в человечестве - говорит он, - натуральная сила инерции,имеющая великое значение... сила эта, которую близорукие мыслители новойшколы безразлично смешивают с невежеством и глупостью - безусловнонеобходима для благосостояния общества. В пренебрежении или забвенииэтой силы - вот в чем главный порок новейшего прогресса". Простойчеловек знает значение этой силы и хорошо чувствует, что, поддавшисьлогике и рассуждениям, он должен будет изменить все свое мировоззрение;поэтому он твердо хранит ее, не сдаваясь на логические аргументы. Онапокоится не на знании, а на основном мотиве человеческих действий - непосредственном ощущении, чувстве, опыте. "Один разве глупец можетиметь обо всем ясные мысли и представления. Самые драгоценные понятия,какие вмещает в себе ум человеческий - находятся в самой глубине поля иполумраке; около этих-то смутных идей, которые мы не в силах привести всвязь между собою, вращаются ясные мысли, расширяются, развиваются,возвышаются". В политическом отношении эта сила бессознательных ощущенийродит уважение к старым учреждениям, которые "тем драгоценны, потомунезаменимы, что не придуманы, а созданы жизнью, вышли из жизнипрошедшей, из истории и освящены в народном мнении тем авторитетом,который дает история и одна только история". С вышеуказанной силойнепосредственно связывается и главная опора общественной жизни впра,стоящая выше всяких теоретических формул и выводов разума. "Народ чуетдушой, что абсолютную истину нельзя уловить материально, выставитьосязательно, определить числом и мерою, но что в нее можно и должноверовать, ибо абсолютная истина доступна только вере". Народ, благодарясвоему бессознательному чувству к истине, не зная ученой прагматическойистории и не нуждается в ней; так как создает свою историю - легенду, "вкоторой он чует глубокую истину, - абсолютную истину идеи и чувства, -истину, которой не может дать ему никакой - самый тонкий ихудожественный - критический анализ фактов". С господством верысвязывается господство церкви и особенно церковного обряда, в которомнародом непосредственно, тем же чутьем, а не рассуждением,воспринимается смысл церковного учения. Слагаясь исторически, в связи снародной жизнью, обряд составляет неотъемлемую часть этой жизни. Поэтомуне может быть речи о соединении различных церквей в теоретическомосновании соглашения относительно понимания догматов; церкви останутсяразличны, пока будет различен обряд, т. е. пока будут существоватьнации. П. не допускает порицания членами одной церкви членов другой заверу(" каждый верует, как ему сроднее") - но вера в безусловную истинусвоей религии ведет к тому, что человек, убежденный в ней, "считаетсвоим долгом не только исповедывать открыто свое учение, но, в случаенужды; и насильно навязывать его другим". Согласно с этим П. недопускает равноправности церквей в государстве, тем менее - отделенияцеркви от государства. Идеалом является для него положение церкви вРоссии. "Религиозная жизнь такого народа как наш, оставленного самомусебе, неученого" - для П. "таинство". "Наше духовенство мало и редкоучит, оно служит в церкви и исполняет требы. Для людей неграмотныхБиблия не существует; остается служба церковная и несколько молитв,которые, передаваясь от родителей к детям, служат единственнымсоединительным звеном между отдельным лицом и церковью. В иных глухихместностях народ не понимает решительно ничего, ни в словах службыцерковной, ни даже в Отче наш. И однако, во всех этих невоспитанных умахвоздвигнуть, как это было в Афинах, неизвестно кем алтарь неведомомуБогу. Что "народ наш невежда в своей вере, исполнен суеверий, страдаетот дурных и порочных привычек, что наше духовенство грубо,невежественно, бездейственно
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009