Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПЛЕБЕИ

ПЛЕБЕИ
Плебеи Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от pleo - "наполняю", следовательноplebs - "толпа") - так называлась в древнем Риме не пользовавшаясяпервоначально полными гражданскими правами масса населения,противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям). Происхождениеплебса было неясно для позднейших римлян. Несомненно, что он образовалсяочень рано, еще в царскую эпоху, и составился из нескольких элементов. Вчисло П. поступали клиенты, освобождавшиеся от личной зависимости,например вследствие вымирания некоторых патрицианских родов, а также теиз них, которым патроны, после реформы Сервия Туллия, давали всобственность небольшие участи земли, чтобы располагать их голосами вцентуриатных комициях. Переходом клиентов в число П. объясняется тообстоятельство, что некоторые П. носили имена патрицианских родов.Другой причиной этого явления мог быть переход в позднейшую эпохупатрициев в плебс (transitio ad plebem). Побуждением к такому переходумогло служить, например; желание патриция попасть в число народныхтрибунов. Кроме бывших клиентов, в состав плебса вошли еще: 1) обитателипокоренных областей, которым римляне оставляли личную свободу и частьземельной собственности, но не давали полных прав гражданства; 2) лица,добровольно переселявшиеся на римскую территорию из латинских общин,находившихся в союзных отношениях к Риму; 3) пришельцы из чужих стран(Этрурии, греческих колоний и т. п.), в большом числе стекавшиеся в Рим,как в значительный торговый центр. Между ними попадались богатые изнатные семьи, которые и составляли среди плебса влиятельный элемент,руководивший стремлением П. к уравнению с патрициями. Положение П.характеризуется сначала двумя чертами: отсутствием политических прав,принадлежавших полноправным гражданам, и правоспособностью в областичастноправовых отношений. Как не принадлежавшие первоначально к составугражданства, П. не имели права сноситься с богами гражданской общины отее лица, не могли быть ее жрецами и производить ауспиции. Но частымобразом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производитьауспиции, не имевшие лишь значения для государства. П. не могли вступатьв браки с патрициями (не имели коннубиума). В древнейшую эпоху они ненесли военной службы и не вносили трибута, но должны были платить царюза оказываемое им покровительство (хотя и не были, по-видимому,настоящими клиентами царя). До Сервия Туллия они не участвовали в делахгосударственного управления (т. е. не пользовались правом голоса вкуриатном собрании) и долго не имели права требовать участия впользовании общественными землями. П. пользовались личной свободой,имели собственность, даже недвижимую, могли непосредственно искать всуде (этого права не имели первоначально клиенты), могли вступать вдоговоры или jus commercii с патрициями. Первое крупное изменениевнесено было в положение П. реформой, связываемой с именем царя СервияТуллия. Создав для землевладельцев (adsidui, locupletes), без различияих происхождения, обязанность нести военную службу и, в случаенадобности, платить трибут, эта реформа обязала П. участвовать в несенииважнейших гражданских тягостей, но в то же время открыла им дорогу кполитическим правам: П. стали входить в состав центурий и получили правоголоса в центуриатных комициях. Учреждение республики, усилив значениецентуриатных комиций и обеспечив граждан, в том числе и П., от произволавласти, открывало П. в будущем путь к уравнению; но на первых порахотмена царской власти усилила значение патрициата, руководившегоуправлением через сенат, консулов и жреческие коллегии. Между тем;экономическое положение массы плебса должно было ухудшиться со времениреформы Сервия Туллия, так как военная служба была очень разорительна:она отвлекала П. от полевых работ. Их хозяйство часто страдало во времявойны (неприятель опустошал поля, угонял скот), а выгоды от удачнойвойны доставались не массе П., так как общественными землямипользовались лишь патриции да некоторые богатые П. Вследствие этихпричин задолженность массы П. быстро увеличивалась (нет никакихоснований отвергать ее для древнейшей эпохи, как это делает Ничь в"Geschichte der romischen Republik"). Беспощадное применение кредиторами(преимущественно богатыми патрициями) чрезвычайно строгих долговыхзаконов породило сильное неудовольствие П., которое и вызвало первуюсецессию - удаление П. на Священную гору (494 г. до Р. Хр.), Сецессияповела к уничтожению накопившихся к тому времени долгов и к созданию дляплебса защитников, в лице народных или плебейских трибунов. П. получилиправо собираться по трибам для обсуждения своих сословных дел (conciliaplebis). Постановления таких сходок (plebiscita) не имели первоначальнообязательной для всех силы, но фактически плебс часто заставлялпатрициев подчиняться им. Таким образом плебс получил организацию ипризнанных вождей, и это облегчило ему дальнейшую борьбу. Попыткиулучшить положение П. посредством раздачи общественных земель ещедовольно долго, однако, терпели неудачу (Спурий Кассий). Децемвират(451) был дальнейшим шагом вперед: писанные законы твердо установилиравенство между патрициями и П. перед судом и стеснили произволпатрицианских властей. Децемвират открыл П. доступ и к высшейгосударственной власти: среди децемвиров второго года были и П. Когдабыл восстановлен прежний порядок управления (449), П. получили (позакону Валерия и Горация) право делать в собраниях по трибампостановления, имевшие обязательную силу для всего народа (несомненно, снекоторыми ограничениями). Право это впоследствии развили lex PubliliaPhilanis (339) и lex Hortensia (287). Вскоре после низвержениядецемвиров П. получили доступ к высшей власти в новой форме: консульскаявласть была передана военным трибунам, которыми могли быть и П. Тогда жепало запрещение браков между патрициями и П. (закон Канулея, 445).Политические успехи не улучшили тяжелого экономического положения массырядового плебса, сильно пострадавшей от постоянных войн и галльскогонашествия. Законы Лициния и Секстия (367) открыли, наконец, П. доступ кконсульству, ограничили известной нормой оккупирование общественнойземля, облегчили положение должников и позаботились, в виду всеувеличивавшейся конкуренции дарового рабского труда, о предоставлениибедным возможности находить заработок. Этими уступками были взначительной степени удовлетворены как высшие слои плебса, так и егомасса; острый период борьбы П. за улучшение своего быта и правовогоположения окончился. Вскоре П. получили доступ и к должностям диктатора,цензоров, преторов. Огульниев закон (300 г. до Р. Хр.) открыл им доступи в имевшее важное политическое значение жреческие коллегии авгуров ипонтификов. Недоступными для П. оставались теперь лишь некоторыежреческие должности (жреческий царь, фламины), но за то П. одни имелиправо быть избираемыми в народные трибуны. Так исчезла почти совершеннообособленность П. : они стали полноправными гражданами, наравне спатрициями. Плебисцит (Plebiscitum, plebei scitum). - П. в римскомгосударственном праве называлось постановление, вотированное корпорациейплебеев, без участия патрициев, и предложенное одним из плебейскихмагистратов. Такие постановления должны были вотироваться в особыхплебейских собраниях (concilia plebis). Они не требовали Senatusauctoritas (утверждения сената) и до 287 г. были сами по себеобязательны лишь для плебеев, а не для всего народа (рорulus).Возникновение П. относится к той эпохе, когда началась открытая борьбасословий патрицианского и плебейского, т. е. к началу V в. до Р. Хр.,когда плебеи для ограждения своих прав создали трибунат и организовалисобственные собрания (concilia), сперва по куриям, а с 471 г. - потрибам. С этого времени П. сделались орудием оппозиции плебеев противпатрициев, которых только необходимость заставила примириться с новымположением дела. Ограничиваясь первоначально сферой чисто плебейскихсословных интересов, П. постепенно захватили в свой круггосударственно-правовые вопросы, касавшиеся всего народа. С III в. до Р.Хр. слово П. стало употребляться все реже и реже, заменяясь словом lex,и к 1 в. до Р. Хр. вовсе вышло из употребления. По мнению Ланге, первымП.; имевшим законодательную силу и фактически признанным патрициями, былП. 494 г., определившей права плебеев, как самостоятельного сословия, идавший им неприкосновенных защитников в лице трибунов. В 471 г., сучреждением народных собраний по трибам, был обнародован второй (поМоммзену - первый) важный для плебеев закон - об избрании плебейскихмагистратов. Последовавший затем ряд П., направленных к тому, чтобырасширить права угнетенного сословия, быстро подвинул вперед делоплебеев, принудивших враждебную им партию если не юридически, тофактически признавать законную силу принятых плебсом постановлений.Особенно важное значение древние историки (Ливий, Дионисий) придавализакону Валерия и Горация (449) который принципиально определил законнуюсилу и, вероятно, компетенцию П., признав их общеобязательными не толькодля плебеев, но и для всего народа. Закон 449 г. встретил, по-видимому,энергичный отпор со стороны патрициев, и хотя плебеям удалось за этовремя провести несколько П., имевших большое политическое значение,однако в 339 г., в законе диктатора Публилия Филона, понадобилосьповторение закона 449 г. о всеобщей обязательности П. Последний шаг восвобождении П. от сенатского veto сделал диктатор Гортензий, законом289 г., в котором в третий раз встречаются слова: ut plebiscitauniversum populum tenereiit. С этих пор П. были уравнены в силе состальными законами (leges). В 88 г. до Р. Хр. Сулла временно возобновилстарый закон о подчинении трибунских рогаций предварительному отзывусената, но Помпей в 71 г. вернул П. их законодательную силу.Отрывочность и неясность известий, а также противоречия, встречающиеся удревних исследователей этого вопроса (историков и юристов), заставилиновейшую историографию отнестись к нему со строгой критикой; единогласияпо этому предмету между исследователями его до сих пор не установилось.Формальности, которыми обставлялось проведете П., были те же, что я длядругих законов. До 471 г. П. вотировались в куриатных собраниях, а сэтого года - в трибных concilia, в обоих случаях под председательствомплебейских трибунов или эдилов. По праву в concilia plebis моглиучаствовать лишь плебеи, но de facto участвовал весь народ.Предварительные ауспиции были необязательны, но строго соблюдалисьauspicia caelestia во время самых собраний. Местами собраний служилиforum (comitium), Капитолий, а также часть города вне Померия. Днямиплебейских собраний были до 286 г. nundinae, а поздние - обычные diescomitiales. Ср. Th. Mommsen, "Romische Forschungen" (Берлин, 1 т.,1864); его же, "Romisches Staatsrecht" (Лпц., Ill т., 1887); Lange,"Romische Altertumer" (Б., I и II тт., passim. 1876, 1879); lhne, "DieEntwickelungd. rom. Tributcomitien"("Rhein. Mus. " XXVIII т. 1873);Tophoff, "De lege Valeria Horatia, Publilia, Hortensia"(Пaдepбopн.,1852); Ptaschnik, "Die Publilische Rogation", в "Zts. fur d. Oesterr.Gymn. " (B., XVII т., 1866); его же, "Die Centuriatgesetze von 305 und415 а. с. " (там асе, XXI т., 1870); его же, "Lex Hortensia" (там же,XXIII т., 1872); Hennes, "Das dritte Valerisch-horatische Gesetz undseine Wiederholungen" (Бонн, 1880); Soltau, "Die GuItigkeit derPlebiscite" (Берлин, 1884); Borgeaud, "Histoire du Plebiscite" (Женева,1887); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1 ч., 1888). Н. О. П., как институт современного государственного права, естьзаконодательное постановление, принимаемое или отвергаемое всенароднымголосованием. Государственный строй, основанный на П., противоположен, вэтом отношении, представительному; при последнем законодательные вопросырешаются коллегиями, избранными народом и представляющими его, припервом - непосредственно народом. П., следовательно, возвращаетгосударство до некоторой степени к типу республик древности, с темсущественным отличием, что П. вполне совместим с представительством.Представительное собрание имеет право законодательной инициативы иобсуждения законов, на голосование же народа законопроект отдается лишьв окончательном виде, при чем народ не имеет права вносить в законпоправки, а только принимает или отвергает его целиком. К институту П.весьма близок институт референдума, так что между ними трудно указатьпринципиальное различие: термин П. употребляется во Франции и Италии,термин референдум - в Швейцарии. Референдум в Швейцарии применяетсягораздо чаще и шире, чем П. во Франции; он действует там, как постоянныйинститут; на решение народа ставятся там почти все сколько-нибудь важныезаконопроекты, тогда как во Франции к П. прибегали только висключительных случаях и для решения самых общих вопросов: переменыформы правления, принятия новой конституции. Впервые идея П. возникла воФранции в эпоху великой революции; ее неизбежно вел за собою принципнародного суверенитета. Первым актом конвента (21 сент. 1792),единодушно принятым по предложению Дантона, была "декларация о правенарода по отношению к конституции": "национальный конвент объявляет, чтоконституция не может войти в силу, не будучи принята народом". Послесмертного приговора над королем жирондисты потребовали конфирмацииприговора народом, но требование это было отвергнуто. Конституция 24июня 1793 г. постановляла, что все законы (отличавшиеся от декретов,издаваемых по менее важным вопросам), в случае желания, выраженногоизвестной частью первоначальных народных собраний, должны идти наутверждение всенародного голосования. Закон этот никогда не был приведенв исполнение, но самая конституция была подвергнута голосованию иодобрена большинством 1801918 голосов против 11610. Так как избирателейуже в 1791 г. числилось 4298360, а с тех пор, вследствие понижениявозрастного ценза, это число еще увеличилось, то в П., очевидно, неприняла участия и половина имевших на то право. Голосовать, поконституции 1793 г.. имели право все граждане, достигшие 21 года и нелишенные политических прав. Конституция III г., уничтожив правообращения к народу по поводу каждого закона, сохранила его для измененийв конституции; правом голоса при П. должны были пользоваться лица,платившие подати и достигшие 25 летнего возраста. Сама конституция былаодобрена большинством 1057380 против 49957 голосов. Консульскаяконституция VIII г. была принята на основании П. большинством 3011007против 1562. следующие два П. имели место по отношению ксенатусконсультам Х и XIII г., установившим сперва пожизненноеконсульство, потом империю; Acte additionnel 1815 г. также был принятьП. Наполеон III воскресил П., считая его одною из важнейших"наполеоновских идей". После переворота 2 декабря 1851 г. на голосованиебыл поставлен следующий П.. "французский народ... делегирует ЛюдовикуНаполеону Бонапарту власть, необходимую для утверждения конституции наосновах, предложенных в его прокламации от 2 декабря 1851 г. ". Отвечали"да" - 7439216 избирателей, "нет" - 640737. К подобным же результатампривел следующий П., утвердивший сенатусконсульт о восстановленииимперии. В последний раз Наполеон прибегнул к П. в мае 1870 г. П. гласилследующее: "Французский народ одобряет либеральные реформы,произведенные в конституции с 1860 г. императором, при помощи органовгосударственной власти, и ратифицирует сенатусконсульт 20 апреля 1870 г.". Голосование было всеобщее и тайное; тем не менее все средства былиупотреблены к тому, чтобы П. удался: застращивания, подкуп, спаиваниеизбирателей, арест враждебных П. агитаторов и т. д. Из урн было вынуто1538825 бюллетеней со словом "нет", 7824189 - со словом "да". Наконец,был еще один частный П. в Париже, в ноябре 1870 г., которым власть былаутверждена за правительством национальной обороны. С тех пор П. непрактиковался: в конституции 1875 г. на него нет указаний. Ген. Буланжестремился к восстановлению его; выступая на всех дополнительных выборахв 1888 - 89 гг., он устраивал как бы нечто в роде П., но не достиг цели.Все республиканцы во Франции теперь безусловно враждебны этомуинституту, считая его выгодным только для цезарианских стремлений. ВИталии П. применялся только по вопросам о присоединении или отчуждениигосударственной территории. П. в международном праве впервые был применен также в эпохуфранцузской революции: жителям Авиньона было предоставлено (1791)высказаться в пользу или против присоединения к Франции. Подача голосовпроизводилась открыто, под надзором трех французских комиссаров, изкоторых один на вопрос, будет ли гарантирована безопасность вотирующих,отвечал: "опасности нет для тех, которые будут вотировать заприсоединение, но я не отвечаю за головы тех, кто будет голосовать запапу". С такими же гарантиями производились П. по вопросу оприсоединении Савойи (1792) и Бельгии (1793). В 1860 г. к П. вновьприбегли итальянские революционеры, когда вопрос шел о присоединении кСардинии Тосканы, Пармы, Модены, потом Неаполя; здесь свобода подачиголосов везде была полная. П., в том же 1860 г. доставивший ФранцииСавойю и Ниццу, был организован Наполеоном III и велся по французскойсистеме. В 1866 г. Венеция была уступлена Италии, в 1870 году к нейприсоединен Рим, также на основании П. Последний случай применения П.имел место в 1877 г., когда Швеция уступила Франции о-в Варфоломея. ВсеП. при отчуждении территории можно разделить на две группы: 1) когдагосударство, присоединяющее к себе территорию, либо вполне уверено висходе П., либо мало в нем заинтересовано (тогда при П. оставляетсявотирующим свобода голосования) и 2) когда государство не уверено вуспехе, но сильно в нем заинтересовано; тогда производится сильнейшеедавление на голосующих, обращающее П. в комедию или фарс. Ср. Stork,"Option und Plebiscit" (Лпц., 1879); Soltau, "Die Gultigkeit derPlebiscite" (Б., 1894); Ладыженский, "О П. в международном праве" (М.,1683); Faustin-Helie, "Les constitutions de la France" (П., 1880). Вбеллетристической форме, но исторически совершенно верное изображение П.1870 г. и его последствий представляет рассказ Эркмана-Шатриана:"История П. " ("Сочинения". СП б., 1897, 1). В. Водовозов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009