Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ПАМФЛЕТ

ПАМФЛЕТ
Памфлет Памфлет (англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) -термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающийнебольшое литературное произведение публицистического и чаще всеговызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический илиобщественный строй, в его характерных явлениях или в лице еговыдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире,П. редко касается общего состояния нравов и не пользуетсяхудожественными обобщениями; объект его критики - определенные, реальныефакты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженнымпрактическим взглядом на политическую жизнь страны. В виду того, что П.рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в немобщедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никакихпредварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетистобращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, нерассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель -общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства.Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целейполитической борьбы, П. чаще всего чужд соображений беспристрастия иумеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войневсе средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля как своейосновной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица,а общественной стороны его деятельности. Краткость - настолькохарактерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами большеброшюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указываеттакже его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. Вполитической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; емупосвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующейлитературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известныавторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, поданонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпохуВозрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в рукахгуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточноназвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" ЭразмаРоттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее - "Lettresprovinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений,как Петрарка, Поджио и Балла в Италии, Вимифелинг. Пиркгеймер, Гуттен,Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развиваетсяособенно в бурную эпоху XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт,Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Всяполитическая история Франции находит в себе яркое выражение в богатейшейлитературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения,"Менипповой сатиры", во время лиги, "мазаринад" во время фронды до"короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, КамиллаДемулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классикаполитического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева,Спб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империяи третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber,"Les Pamphlets de Francois I а Louis XIV" (П., 1834). Классическаястрана П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета,долга тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавнаобсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "МолодаяГермания"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти иЛеопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствуетлитература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна исколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитаявести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцыподпольных П. XVIII в. см. в ст. Н. П. Лыжина, "Два П. времен АнныИоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. Акд. Наук", 1858, VII). Ар. Г-д.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009