Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ОУЭН

ОУЭН
Оуэн Оуэн (Роберт Owen) - один из первых социальных реформаторов XIX в.(1771-1858). Сын бедного торговца в Валлисе, О. учился в элементарнойшколе, потом был приказчиком в торговом доме и посвящал все свои досугичтению и поискам "истинной религии". В Манчестере он сошелся со многимичленами местного философского и литературного общества, особенно дружилс доктором Парсивалем, которым впервые была высказана мысль онеобходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам О. читал вэтом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. В это времяон страстно увлекался химией. Весь мир представлялся ему как химическаялаборатория, а на человека он смотрел, как на сложнейшее химическоесоединение. Найдя новые способы для обработки грубого американскогохлопка, О. на 20 году сделался управляющим хлопковой мануфактуры.Женившись на дочери фабриканта Дэля, он стал его партнером, а затемвладельцем нью-ланаркской фабрики, где и проработал большую часть своейжизни. Здесь окончательно сложились его взгляды на человечество и нанеобходимые социальные преобразования. Первоначально он действовал, какпросвещенный фабрикант и благотворитель. На своей нью-ланаркской фабрикеон ввел все усовершенствования в отношениях к рабочим, которыевпоследствии были вынуждены от других фабрикантов тяжелой борьбой ивоплотились в фабричном законодательстве. Примером своей фабрики онхотел показать высшим классам, что обязанность заботиться о низшихклассах вполне совпадает с их интересами, что, лучше обращаясь с своими"живыми машинами", они могут спокойно пользоваться своим богатством иразлить вокруг себя благосостояние, культуру и искреннюю благодарностьНа основании собственного опыта он выработал систему "патроната",которую он теоретически впоследствии развил в сочинении: "Essay on theFormation of Character" (1812), доказывая, что человек составляетпродукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние,тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа. Впервое десятилетие этого века нью-ланаркская фабрика привлекала к себетолпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому ее успеху иблагосостоянию ее рабочих. Посетил эту фабрику и вел. кн. НиколайПавлович, будущий император всероссийский. Удивленный успехом О., слышасо всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда всеобъясняли чрезмерным его размножением, он предложил О. взять с собой двамиллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но О.категорически отказался. Убедившись, что проповедь примером и словом невызывает подражания, О. начал деятельную агитацию в пользу фабричногозаконодательства, стараясь опереться на монархическую власть иземледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательствагосударства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. ТогдаО. решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудитьего к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словамО., "заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системыединства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему иистинном познании человеческой природы". Теоретические основания,которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложилв двух сочинениях: "Explanation of the causes of distress in whichpervades the civilised World" (1823) и "The New Moral World".Практически он разработал план организации ассоциаций в "Report to theCounty of Lanark". В начале О. думал об устройстве ассоциаций иликолоний только для не имеющих работы, но затем пришел к мысли онеобходимости полного преобразования промышленной системы. Он явилсяпервым социалистическим ее критиком. Современная промышленная система,по О., построена на трех ложных началах: на детальном разделении труда,которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщеепротиворечие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможнойтолько тогда, если спрос равен или превышает предложение; реальный жеинтерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда большеспроса. До изобретения машин еще можно было поддерживать такоененормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится ибудет находиться в критическом положении, приводя к разорениюфабрикантов и голодовке рабочих. Устранение всех бедствий произойдеттолько тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясьпроизводительными силами, почти безграничными на почве новыхусовершенствований, соединятся в кооперации, для производства, припомощи собственного труда и капитала, и для удовлетворения собственныхпотребностей. На английской почве О. не удалось практически приложитьсвои планы. Его стали считать опасным мечтателем, в особенности с тогомомента, когда он в 1817 г. затеял борьбу со всеми религиями. В 1825 г.О. покупает в Америке 30 тыс. акров земли и организовывает здесь в штатеИндиане, на р. Вабах, коммунистическую производительную колонию изсовершенно случайно сошедшихся людей. В этом деле ему содействуютфилантропы Маклюр и Петр Нааф, занимающиеся воспитанием; сам О., сособым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразупересоздать природу людей путем преобразования внешних условийоканчивается неудачей, и колония исчезает бесследно. Значительная долясостояния О. пропадает даром, но энергия его не падает. В 1832 г. онзатевает в Англии новое дело, которое то же оканчивается неудачей, ноимеет большое социальнополитическое значение: он делает попыткуорганизации "Биржи трудового обмена". Желая уничтожить всякую торговуюприбыль и посредничество денег, О. устраивает в Лондоне биржу, кудавсякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовыебилеты, по расчету шести пенсов за каждый час труда, вложенный впродукт. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюдабыло доставлено более чем на 10000 фн. ст. товара, и трудовые билетыстали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако,начались затруднения. Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары иторопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро былазавалена товарами, не имеющими надежды на сбыть. Оценка товаров по часамтруда и по шести пенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения испоры. С нагромождением на бирже никому ненужных товаров, трудовыебилеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством. Не смотря навсе свои неудачи, О. навсегда останется памятным в истории умственногоразвития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству,указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачуборьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов впромышленности, которая объясняет их несоответствием производства спотребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностьюпотребительной доли богатства, которая достается массам при системесоперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения,ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранитьторговую прибыль, основная ошибка его состояла в том, что он хотелчастными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попыткамипреобразовать народное хозяйство и природу людей, которые, составляяпродукт долговременного исторического процесса, эволюционируют медленнои могут изменяться лишь в закономерной последовательности. Писал О.плохо, неясно и с бесконечными повторениями для истории важны не егосочинения, а вся его личность и его практическая деятельность,стремившаяся к водворению мира между классами и к благу человечества. Вконце жизни О. сильно увлекался спиритизмом. Ср. Sargant, "R. Owen andhis social philosophy" (1860, самая лучшая биография); L. Jones, "Thelife of R. O." (Л., 1890), "Роберт Овен" (Биографич. БиблиотекаПавленкова). Переведено на рус. язык: "Об образовании человеческогохарактера" (3-е изд., СПб., 1893). О Роб. О. писал Н. Добролюбов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009