Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





АРФА

АРФА
Арфа Арфа - музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движениепальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во 1) изрезонансного корпусаящика, длиною приблизительно в 1 метр,расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняяже закругленная с одной стороны; он снабжен плоской декой, выделываемойобыкновенно из кленового дерева, в средину которой, по длине корпуса,прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которойпробиваются отверстия для продевания кишечных струн; во 2) из верхнейчасти (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой,прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этойчасти приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в 3) изпереднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказыватьсопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом ирезонансным корпусом. Так как А., уже и в прежнее время, имелазначительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полнойхроматической гаммы недостаточно, то в А. натянуты струны только длядобывания звуков диатонической гаммы. На А. без педали можно сыгратьтолько одну гамму. Для хроматических повышений, в прежние времена,струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже,это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых вдвижение рукою. Такие А. оказывались крайне неудобными для исполнителей;недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом впедалях, изобретенным Гохбрукером из Донаувёрта (в 1720). Этот мастерприделал к А. семь педалей, действовавших на проводники, которые черезпустое пространство бруса проходили к грифу, и там приводили крючочки втакое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всемобъеме инструмента хроматические повышения. Изобретение Гохбрукера, чрезвычайно облегчившее игру на А., сделалоее вполне пригодной к модулированиям как при исполнении отдельных пьес(соло), так и при игре в оркестре. Себастьен Эрард сделал в А.дальнейшие усовершенствования, посредством устройства двойных педалей(double mouvement), из которых каждая производит два хроматическихповышения струны. Эрардовская А., построенная в гамме До-бемоль, имеетобъем в шесть с половиной октав, тогда как гохбрукеровская А.,построенная в гамме Фа, имеет объем только в пять октав с секстой. Кромеобыкновенной А., существуют еще различные, ей подобные инструменты,менее совершенные по своему устройству, как напр. острая или крыльчатаяA. (Arpanetta), двойная А. (Аrра doppia), тройная А. (Луки-АнтониоЕвстахия) и т.д. Кроме этих инструментов большою известностью пользуетсят.н. Эолова А.. Арфа принадлежит к самым древним музыкальныминструментам, о которых мы имеем исторические известия. Уже древниеегиптяне имели А., которые, относительно своего объема, указывали назначительную степень их развитая. Позднее, евреи употребляли А. и имподобные инструменты при религиозных обрядах и других празднествах. Неменьшим значением пользовалась А. у греков; А. Аполлона стала дажеолицетворением всего поэтического и прекрасного. Их встречают, наконец,также у гальских, шотландских и немецких певцов и у скандинавскихскальдов. Из новейших композиторов, писавших для А., можно назвать:Крумпгольца, Надерманна. Лабарре, Демара, Цабеля, Парис-Альварса,Годфруа, Обертюра и др. В настоящее время А. сделалась необходимойпринадлежностью каждого хорошо организованного оркестра.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009