Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





АНСЕЛЬМ

АНСЕЛЬМ
Ансельм Ансельм Кентерберийский-философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте,в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой материсвоей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в1078-аббатом нормандского монастыря Бек, куда привлекла его славазнаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделалсяепископом кентерберийским в Англии. Его считают первым схоластиком.Несмотря на то, что исходной точкою для него была Библия и учение бл.Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут былубеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себеисключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от верыпереходили к познанию. В этом заключается его главное значение, какдогматика. Так наз. "онтологическое" доказательство бытия Божия изпонятая о Божестве, А. выводит в сочинении "Proslogium" (обращение ксвоему духу), между тем как в "Monologium" он выводит бытие Божие изслучайности конечного, а Троицу из простых оснований разума. Оба этисочинения, содержащие наиболее существенную часть его учения, былиизданы в новейшее время Гаасом (в виде первого тома "Sancti Anselmiopuscula selecta" Тюбинген, 1863 г.). Другие два сочинения Ансельма -"De concordia praescientiae etpredestinationis" и "Cur Deus homo" изданыбыли Леммером (Берлин, 1857 г.) и на немецком языке (Ширлицем,Кведлинб., 1861 г.) и замечательны тем, что в первом он даетдогматическое основание учению о предопределении, а вовтором-христологическому учению об искуплении. Относительно егоцерковной деятельности замечателен факт энергической борьбы сВильгельмом Рыжим и Генрихом Х Английским из-за инвеституры. Твердоотстаивая воззрения Григория VII, А. дважды принужден был покидатьАнглию. Только при преемнике его, Пасхалие II, в 1107 г. пришли ксоглашению. А. умер 21 апреля 1109 года. В этот день празднуетсякатоликами его память. Папа Климент XI в 1720 г. причислил его к рядукатолических вероучителей. Лучшее издание его сочинений сделано былоЖербероном (2 т. Париж, 1675; новое издание 1721. и в Венеции, 1744);ср. Франка, "А. von Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie"(Тюбинген, 1842); Гассе, "A. von Canterbury", (Лейпциг, 2 т.,1843-1852); Peмюза, "Saint Anseime de Canterbery" (Пар., 1854; 2 изд.,1868); Чёрча, "Saint Anseime" Лондон, 1870).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009