Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





АНАКСАГОР-ОДИН

АНАКСАГОР-ОДИН
Анаксагор-один Анаксагор-один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых изнатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. С ранних лет онотказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своемубогатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственнойжизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А.переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стализлагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, егоучениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид. Стараясь объяснятьестественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение,землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов.Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его толькоКрасноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А.поселился в Лампсаке, где и умер в 428. "Не я потерял Афины, а афинянепотеряли меня" гордо говорил он. В противоположность элеатам, дляобъяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал неодну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленноемножество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий(однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, нипереходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которыхсостоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные,первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам иоднородные тела, которые из них образуются. Впрочем, омфомерии А. непохожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела,потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т.п. Омфомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначальновыведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным,материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением,отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А.учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещьотличается от другой только преобладанием какого-нибудь одногопервоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным состальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как началожизни. Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали А. запервого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовномначале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочиненийсобраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, "DiePhilosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et ladoctrine d'A.", (Пap., 1843); К. Гоффман, "Ober die Gottesidee des A.,Sokrates una Platon", (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten",(Лейпц., 1864). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права"(Т. II, Спб., 1889, стр. 251-293).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009