Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





АЛТАРЬ

АЛТАРЬ
Алтарь Алтарь (лат. alta ага - зн. высокий жертвенник) - называетсяжертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из землиили дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали болееискусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной стороне храма,перед изображением божества. В Риме А. были воздвигаемы не толькоотдельным богам, но и героям, а впоследствии даже императорам. Их местонахождения не ограничивалось у греков и римлян храмами, а они были такжевоздвигаемы на улицах, площадях. в священных рощах и у священных ручьев.И у евреев, не смотря на Моисеев закон, дозволявший жертвоприношениетолько во храме, удержался до времен Вавилонского плена древний обычайвоздвигать А. на возвышениях. так много посещаемыми местамижертвоприношений были: Рама, Галгал, Вефиль и Мицпа. У евреев алтариразличались между собою по форме и архитектуре, смотря по особым целям,для которых они служили. Были А. для сожигания жертвенных животных, А.,на который только возжигались фимиамы и хлебные - А., на которыевозлагались бескровные жертвы. Весьма отличны от этих древних А.христианской церкви; здесь А. был первоначально столом, на которомсправлялась вечеря любви; до конца II-го в. А. и оставался поставленнымв церкви столом, на котором распределялось Причастие и совершалисьдругие церковные службы. В виде построенных уже - А. появились ухристиан, по всей вероятности, только во времена Константина Великого.Предписание обращать их всегда к востоку, происходит, говорят, еще отПапы Сикста II (ум. в 258 г.); в VI в. вошло в обычай украшать ихкрестом, со времен же Григория VI сделалось в римской церкви обычаемставить по несколько А. Самый главный из них, высокий алтарь, сохранилсвое место на возвышении, в романских церквах часто украшенномбалдахином и снабженном ступенями; другие ставились у колонн, навосточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах.Обыкновенная форма готического А. - крылообразна (Flugelaltar), внутри спластическими, снаружи с рисованными украшениями; но часто встречаютсяА., украшенные и внутри живописью. Архитектурная форма А. различается постилям. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, смотря поразличным церковным праздникам; на А. находятся: крест, цветы и свечи.Для исполнения церковных треб, в дороге, в походе и т. п. употребляетсяпереносный алтарь, стоящий на деревянном постаменте. Во время реформациичисло алтарей в каждой церкви ограничено до одного; из швейцарскихцерквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквахнаходится только один алтарь, в кальвинистских только простой,снабженный крестом, стол. В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначеннаядля священнослужителей и отделенная от средней части храма высокимиконостасом. В нем находится престол (Jusiasthrion - алтарь, потерминологии западной) в виде равностороннего прямоугольника, сположенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или вантиминсе полагается часть св. мощей, в воспоминание древнехристианскогообычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престолпокрывается свящ. одеждами (срачица, индития, илитон). В алтаренаходится также, обыкновенно, жертвенник или особый стол для совершенияпроскомидии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. Наодном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009