Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ
Натурализм Натурализм - современная форма литературного движения, известного подименем реализма. Н. выделяется из общего течения реализма требованиемполнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей,эмоциональной стороны человеческой природы. Вопрос об источниках Н.,получившего наиболее яркие образы и с особенной силой формулированногово французской литературе, постоянно усложняется: новые исследованияотодвигают его истоки все дальше, находя их то в живой струе народноготворчества, то в бытовых произведениях сатирических писателей первых летновой истории. Самыми близкими по духу к современному Н. являютсяиспанские писатели Мендоза, с его "Лазарильо из Тормес" (русскийперевод, 1897), и Кеведо, имевший особенно большое влияние нафранцузскую литературу, где, параллельно с официальными формамиакадемической условности, всегда жили свободные формы правдивогоизображения жизни, и где еще в XV веке Ла Саль в "Jehan de Saintre" далпервый опыт психологического натурализма, а в XVI в. писал Рабле.Талантливейшие выразители этого направления в XVII в. - Шарль Сорель,Скаррон, Фюретьер и Сирано де Бержерак. XVIII век, проникнутый духомклассической условности, выставляет, однако, ряд провозвестников новойлитературы. В начале века появляется "Жиль Блаз" Лесажа. ОригинальныйРетиф де ла Бретонь, доводя до крайности откровенности грубого реализма,дает правдивые и детальные изображения быта разных слоев общества.Характерно, что в своих произведениях он видит "полезное прибавление кЕстественной Истории Бюффона", предвосхищая, таким образом, стремлениябудущих представителей Н. придать ему научный характер. Призыв Руссовозвратиться к природе, к простоте отражается и на требованияххудожественной правды. Дидро, подкрепляя свои теории собственнымипроизведениями, ратует против "жестокости условных формул", а СебастьянМерсье в своем "Essai sur l'art dramatique" исходит из мысли, что "еслисценическое искусство ложно само по себе, то тем более должно егоприблизить к правде". Первым шагом к современному Н. был в нашем векефранцузский романтизм. Освобождая творчество от гнета академическойтрадиции и эстетического канона, он с самого начала настаивал на"жизненной правде". Этой правды новаторы романтизма искали, однако, не внаблюдении внешнего мира, но внутри себя; это была чисто субъективнаяправда, добываемая наитием свыше, каким-то духовным прозрением. Вовсяком случае романтизм пересоздал мертвенно-условный литературный язык,вдохнул новую жизнь в творчество, и потому вполне естественно, что кфранцузским романтикам Реставрации относятся не только Гюго и Жорж Санд,но и первый представитель Н. в его современном смысле - Анри Бейль,известный под псевдонимом Стендаль. Воспитанный на философскомскептицизме прошлого века, Стендаль примкнул к романтизму именно потому,что это была господствующая форма протеста против условной неправды.Даже его сухой протокольный язык обусловливается стремлением кхудожественной точности; его наблюдательность в изучении психологическихдеталей дала Тэну повод назвать его величайшим психологом века. Стендальне находил достаточного понимания у публики, предсказывая, что егозначение выяснится лишь в 60-х или 80-х гг. И действительно, в эти годыимя его является знаменем в борьбе против романтизма; но уже в первойполов. века у него появляются продолжатели в лице Меримы и, особенно,Бальзака. Бальзак был создан для творчества в духе Н. Его глубокий игрубый материализм, всецело подчинявший духовную сторону человекавлияниям внешнего мира, требовал строгой точности в воссозданииэлементов этого влияния. Его покладистая мораль позволяла ему изображатьмир грязи и порока не с пристрастием бичующего моралиста, но сэстетическим наслаждением истинного художника; этой объективности он неизменял никогда. Образы его слагаются из массы внешних деталей,подмеченных в натуре. Лишь его кипучая неуравновешенность,необузданность его воображения, иногда доводившая его до невероятныхизмышлений, помешала ему дать совершенные образцы в духе новогонаправления. Во второй половине века господство позитивизма идетерминизма повело за собой во всех областях преклонение перед фактом;теория эволюции, став основой не только биологии, но и гуманитарныхнаук, отразилась на теории искусства в виде неправильного требованияустранить субъективный идеализм. свобода вымысла ограничивается.Документальная правда полагается в основание самодовлеющегохудожественного создания, которое стремится стать верным, полным иабсолютно беспристрастным протоколом действительности. Появление "МаdameBovary" Флобера (1857) знаменует собой настоящую литературную революцию.Флобер не дал формулы Н., требования художественной правды выставлялисьи до него; но такого сухого беспристрастия, такого отсутствия выдумки,такого подчинения психики моментам физическим, такого возведения в перлсоздания мира по преимуществу не интересного - до тех пор не было. Самапошлость персонажей Флобера есть реакция против идеалистическихпреувеличений романтизма. Менее значительным, но все же ярким явлениемтого же порядка, была "Fanny" Фейдо (1858), имевшая большой успех.Решающее влияние на роман и его натуралистическую теорию оказали братьяГонкуры. "Madame Bovary" и "Germinie Lacerteux", по замечанию ЖюляГонкура, "могут быть названы образцами всего, что появлялосьвпоследствии под именем реализма, натурализма и проч.". В Эмиле Золянатурализм приобрел законодателя. Не внеся по существу ничего нового нив характер, ни во внешнюю форму романа, он так определенно формулировалдоктрину Н., так настойчиво и деятельно пропагандировал ее, так удачноспособствовал ей шумным успехом своих романов, что был признан главойшколы, став на место ее истинных создателей - Флобера и Гонкуров.Впрочем, настоящей школой Н. не мог стать уже потому, что в формулу еговходит полная свобода индивидуальности художника. Художественноепроизведение, с точки зрения Золя, превращается в протокол; "все егодостоинство заключается в точном наблюдении, в более или менее глубокойпроницательности анализа, в логическом сцеплении событий". Вторая чертанатур. романа - объективность. Романист превратился в судебногопристава, "не позволяющего себе судить и произносить приговор...Страстное или чувствительное вмешательство автора придает более мелочнойхарактер роману, нарушая отчетливость линии, вводя посторонний фактамэлемент, который лишает их научного значения... Правдивое произведениебудет вечно, между тем как чувствительное произведение возбуждаетчувствительность одной известной эпохи". Третья черта Н. - исключение "героев"; "нивелирующая черта проводится над всемиголовами, потому что редко представляется случай вывести на сценучеловека, действительно возвышающегося над уровнем". Сам Золя далеко невсегда верен своей доктрине; не говоря о его природной склонности кромантической идеализации и преувеличению - хотя бы в обратную сторону,- его справедливо упрекают в кабинетном, книжном воссозданиидействительности, идущем в разрез с основным догматом Н. -непосредственным наблюдением. К крупнейшим натуралистам относят также,но без достаточного основания, и Доде. Писатели, группировавшиесякогда-то вокруг Золя и собравшие свои натуралистические рассказы всборнике "Les soirees de Medan", понемногу отказываются от крайностейего учения. Самый выдающийся из них, Ги де Мопассан, в предисловии кроману "Пьер и Жан" указывает на невозможность последовательногонатурализма; в искусстве нужна не голая правда действительности, но лишьиллюзия правды. "La terre" Золя вызвала протест молодых писателей, изкоторых Боннетэну принадлежит, быть может, самый грязный и грубый романво всем современном Н. ("Charlot s'amuse"). Новые влияния, знакомство среальными произведениями северного искусства, свободными отутрированного Н., смягчают его первоначальные крайности в теории ипрактике. Иностранные подражатели - итальянские "веристы" (Верга, Серао,Фогаццаро), немецкие "Modernen" (Крецер, Йенсен, Ола Ганссон, Товоте,Конрад, Блейбтрей, Альберти) - не вносят в натурализм значительныхособенностей. Натуралистическое движение отражается также на лирике, впоэзии символистов и на драме, где пьесы Альфреда Туруда (1839 - 1875) иБувье имели в свое время успех, не лишенный значения. "Theatre libre" вПарижe и "Freie Buhne" в Берлине созданы для водворения Н. в сценическомисполнении, но особенных новшеств им внести не удалось. Самыми видными ипоследовательными из немецких натуралистов в драме следует признать АрноГольца и Иоанна Шлафа, иногда писавших вместе под псевдонимом БьярнеГольмсен ("Papa Hamlet" и др.). Гауптман и Зудерман к Н. могут бытьотнесены лишь с оговорками: первый - по его склонности к фантастическомуэлементу и сказочному символизму, второй - по стремлению к условнымприемам театрального эффекта, чувствительности и склонности кморализованию. Ср. сочинения: David Sauvageot, "Le realisme et le naturalisme"(перевод, M., 1891); Champfleury, "Le realisme" (1857); Merlet, "Lesrealistes et fantaisistes dans la litterature" (1861); Desprez,"L'evolution naturaliste"; Rigot, "L'esthetique naturaliste" ("Revue d.d. M.", 1879, sept.); Rivet, "Zola et le N." ("La jeune France", 1879,III); Zola, "Le roman experimental" и "Le N. au theatre"; Camille etAlbert, "Petit traite de litterature naturaliste" (1880); P. Lindau,"Die naturalistische Schule in Frankreich"; Max Nordau, "Zola und derN."; Н. Bahr, "Studien zur Kritik der Modernen" (1894); Pelissier, "Lemouvement litteraire au XIX s." (перевод, M., 1895); Басардин, "Нонейшийнана-турализм" ("Дело", 1880, III и V); Борхсениус, "Представителиреального романа во Франции в XVII ст." ("Пантеон Литературы", 1888);Брандес, о Стендале ("Русская Мысль", 1887, III); Бальзаке (там же,1881, VI), Жорж Санд (1886, IV); Гауптман и Зудерман ("Литературныепортреты", СПб., 1896); З. Венгерова, "Литературные характеристики"(1897). Ср. также роман М. Монье, "Un detraque" (перевод в "Слове"). А. Горнфельд.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009