Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





НИРВАНА

НИРВАНА
Нирвана Нирвана (санскр, Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затемуже блаженство) - у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшеесостояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием,отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретическирассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только взагробной жизни, но и в земном существовании. В действительности,однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная илинеполная Н. и 2) конечная или абсолютная. Первая может быть достигнутакаждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути коспасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состояниемдживанмукти (jivanmukti - искупление при жизни), о котором учатпоследователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке палиэпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha - имеющий остаток нижнего слоя).Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал.anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти.В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. Впоследнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечноесостояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должносопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствиедопускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этотсчет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновеннопонимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождениявновь. Подобному определению Н. Как бы противоречит известие о том, чтоБудда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находитвыход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, нонизший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство.Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разнымиоттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия Н. -нирврти (палийск. ниббути). Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основнымзначением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования ирассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Buddhism andBuddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduction to Buddhaghosha'sParables" (1869); Bartlelemy SaintHilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-еизд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статьяСhilders'а"Nibbanam", в его "Dictionary of the Pali Language" (Л., 1876,стр. 265); J. D. AIwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в "RevueBibliograph." 15 июня 1874. 0. Frankfurter, "Buddbist. N." и "NobleEightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII). С. Б - ч.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009