Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МЕДЕЯ

МЕДЕЯ
Медея Медея (Mhdeia) - дочь колхидского царя Эета и Гекаты, внучка Гелиоса.Имя М. тесно связано с одним из древнейших греческих сказаний, обаргонавтах - обломком преданий о сношениях греков с странами Востока вдоисторические времена. Чарам М. научилась от матери. Гера и Афродитазажгли в ней страсть к Язону, когда последний, во главе аргонавтов,прибыл в Колхиду за золотым руном. Чудесная мазь М. делает Язона мощными неопалимым, и он укрощает дышущих огнем быков, вспахивает ими обширноеполе; чарами М. усыплен тот змей, которому доверено было царем золотоеруно, и Язон овладел сокровищем. Согласно уговору, в награду за услуги,Язон обязан был взять себе М. в жены и уехать в Грецию вместе с нею.Когда Эет пустился в погоню за аргонавтами и уже настигал их, М.изрубила брата своего Ансирта на куски и бросала куски в море; отец сталсобирать останки сына, и погоня была замедлена. На Крите пал от руки М.великан Тал. По прибытии в Иолк Язон, при помощи М. отмстил Пелии за егонасилия и преступления: М. уговорила дочерей Пелии зарезать отца исварить в котле, уверяя, что из котла он выйдет живым и юным. Пообнаружении цареубийства Язон и М. бежали в Коринф. Когда, после 10 летсупружеской жизни, Язон изменил М. ради Главки или Креузы, дочерикоринфского царя, М., в гневе на супруга, умертвила юную невесту Язона иее отца, причем орудием смерти: послужили платье и венец, отравленныеужасным ядом и принятые невестою в дар. Тут же умертвила М. двух детейсвоих от Язона, а сама на драконовой колеснице бежала в Афины, к царюЭгею. По одному из вариантов, М., по смерти Креонта, сделалась царицейКоринфа; коринфские женщины, желая свергнуть с себя иго варварки иволшебницы, умертвили 14 детей ее у алтаря Геры Акраи, где М. искалаубежища. В Афинах М. родила Эгею сына Меда, но и оттуда была, изгнана,за покушениe отравить царского сына Тезея. Конец жизни М. провела вКолхиде, куда она возвратилась с сыном и где восстановила отца нацарство, умертвив похитителя его власти, своего дядю Нерсеса; по другомусказанию, власть над Колхидой она предоставила сыну Меду, по именикоторого названа была Медией (Мидией) завоеванная им страна. Чертыкудесницы, изначала присущие образу М., возобладали над прочими еесвойствами в позднейших произведениях поэтов. У поэта александрийскойшколы, Аполлония Родосского (ок. 280 - 200 до P. Хр.), М. - общий типкудесницы и чародейки, как изображает ее и Овидий в "Метаморфозах": онанизводит луну на землю, собирает и разгоняет тучи, потрясает леса игоры, смиряет змей и т. п. Древнейшее упоминание о М. содержится в"Феогонии" Гезиода; героиней драмы впервые сделал М. Неофрон. Еврипидупринаддежит честь разработки характера, в основных чертах своихсозданного его предшественником; ни последующая древность греческая иримская (Сенека), ни новые драматурги (Корнель, Легуве) не прибавидиничего существенного не только к характеру героини, но даже к построениюдрамы. Сказание о М. сохранилось, кроме Еврипида, у Диодора, Аполлодора,Гигина и Павсания. Имена городов Иолка, Коринфа, Афин, удерживаясь всказании о М. до позднейших форм его, дают некоторое понятие о том, гдевозникло сказание и где получало дальнейшее развитие; но проникнуть впервоначальные мотивы сказания или в его основу едва ли возможно.Мифологи склонны сводить все сказание о Язоне и М. к солнечно-лунномумифу (Преллер, М. Мюллер, Рошер) или в образе М. видеть молнию, а вЯзоне - солнечного героя, торжествующего над чудовищными силами грозы(Шварц, Дешарм). Кёлер сопоставляет множество европейских сказок ииндийскую сказку о царевиче Срингабуджа, все с содержанием близким ктому, что рассказывается о М. ("Orient u. Occident", II, 113 сл.). Проф.Воеводский ищет в сказании о М. следов людоедства ("Каннибализм в греч.мифах", 328 сл.). Ср. Patin, "Etudes sur les tragiques grecs. Euripide"(I, 116 - 196); L. Schiller, "М. im Drama alter u neuer Zeit" (Инсб.,1864) Ф. Мищенко.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009