Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МЕТР

МЕТР
Метр Метр (греч. metron, мера, размер) - в русском языке означает, в болеешироком смысле, стихотворный размер, в более тесном - неделимуюритмическую единицу, с определенным расположением долгих и краткихслогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этомпоследнем значении М. отождествляется со стопой, а потому и метрическоестихосложение иначе называется стопным. В языках количественных(квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др.,в основании М. полагается определенная мера времени, а именно время,нужное для произнесения короткого слога (cronoV prwtoV, т. е.первоначальное основное время), продолжительность долгого слогапринимается при этом за двойную или двухвременную. Краткостьобозначается знаком , долгота знаком - . Так как "основное время"служило мельчайшей частью ритма и единицей ритмической меры, то по числуего называлась не только стопа (М.), но и весь стих. Таким образом,сочетание слогов долгого с кратким (- или -) составляло трехвременныйМ., долгого с двумя краткими (или, вместо того, с другим долгим) -четырехвременный М., долгого с тремя краткими - пятивременный М., двухдолгих с двумя краткими - шестивременный М. Количество стоп, из которыхсоставлены стихи и колена поэтического произведения, обусловливает собойритмический род последнего (genoV ruJrcon), а именно ритмы трохаический(- ), дактилический (- ), пэонический () и ионический (- - ). Простейшаяи древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть двустишие(distichon); она содержит в себе четыре колена. По числу метров в стихепоследний именуется диметром, триметром, тетраметром, пентаметром,гексаметром; к этим названиям присоединяются названия ритмических родов(напр. диметр трохаический). М. в языках квантитативных совпадает с ихпросодией, и долгота слогов отвечает ритмическим ударениям или иктам(ictus); при этом зачастую грамматические (иначе - прозаические)ударения или акценты не согласуются с ритмическими, и последние могутпадать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого М. некоторыеученые (Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие "вольного М.",как материальной неделимой единицы, необходимой для проявления ритма впесенной речи. Конструкция "вольного М." разнообразна, как разнообразнысвойства языков; главная цель его состоит в том, чтобы "давать такиеощутимые для слуха части, которые могли бы служить для целей ритма, т.е. сочленяться в известные группы низшего и высшего порядка, а для этогодостаточно даже одного акцента или особой интонации в каждой части накаком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, "Рус. народная музыка", стр.238). А. Деревицкий.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009