Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МЕТОД

МЕТОД
Метод Метод - специальный путь исследования какого-либо предмета.Обыкновенно принимают два основных М. - аналитический (разлагающийисследуемый предмет на простейшие части) и синтетический (соединяющийотдельные элементы в одно целое). Такое словоупотребление, однако,неточно: анализ и синтез скорее следует признать необходимыми приемамимысли, чем М. Всякое мышление, научное и ненаучное, всегда идет илипутем аналитическим, или синтетическим, т. е. путем сложения илиразложения. М. следует называть такое видоизменение аналитического илисинтетического мышления, которое специально приноровлено к известномуобъекту. Характер М. может зависеть от условий субъективных иобъективных. Основные субъективные условия у всех людей одни и те же, т.е. законы мысли, приемы мысли (анализ и синтез) и формы мысли(определение и разделение понятий, выведение заключений из суждений).Разница между субъектами по отношению к приемам и формам мышлениязамечается лишь в умении применять их и пользоваться ими; в этомотношении люди бывают талантливыми, гениальными, глупыми и т. д. Вгораздо большей мере М. зависит от объективных условий. Подобно тому,как инструмент должен соответствовать той цели, ради которой он сделан,так и М. должен сообразоваться с тем объектом, к которому онприменяется. В этом отношении самую резкую разницу представляют явлениявнешнего мира от явлений внутреннего мира. Первые познаются нами путемвосприятия, которое, если оно производится с определенной познавательнойцелью, называется наблюдением и опытом (экспериментом), причем опытпредставляет собой лишь вид наблюдения, в котором мы произвольновидоизменяем некоторые из условий возникновения явлений, в видах болееточного их исследования. Внутренние явления первоначально познаются лишьсамонаблюдением, данные самонаблюдения могут быть, благодарясимволическому толкованию, применяемы и к некоторым областям внешнегомиpa (напр. мимика служит показателем внутренних состояний). Наблюдениюи его видам - эксперименту и самонаблюдению - противоположны общиеприемы и формы мысли, которые применяются в областях знания, имеющихдело с условиями реального бытия (пространство, время, движение), а не ссамым реальным бытием. В математике наблюдение и его виды не имеют вовсеприменения; в ней господствуют чистые приемы и формы мышления. Иныхосновных М., кроме перечисленных общих приемов мысли и М. дедуктивного(т. е. определение и разделение понятий в выводе заключений) ииндуктивного (т. е. наблюдение и его виды), не существует; но какдедукция, так и индукция может принимать весьма разнообразные формы, взависимости от материала. Этим объясняется часто встречающеесянеправильное употребление слова М.; напр., говорят об историческом,догматическом, этнографическом М., имея в виду то видоизменение индукциии дедукции, которое происходит в зависимости от применения их к истории,к положительному богословию, к правоведению, к этнографии. Если говорято гипотетическом М., то и в этом случае допускают некоторую неточность;гипотетический М. не представляет собой особого М., а есть видоизменениеиндукции, в зависимости от недостаточного количества знаний, недопускающих вполне точного вывода. Следует заметить еще, что наблюдениеневозможно без участия общих приемов и дедуктивных способов мышления.Ср. Вундт, "Логика"; Милль, "Система логики"; Клод Бернар, "Введение визучение экспериментальной медицины"; Дж. Гершель, "Об исследованииприроды". Э. Р.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009