Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА
Метафизика Метафизика или первая философия (h prwth jilosojia, philosophiaprima) - умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия илио сущности мира. Слово М. произошло случайно. Когда ученики Аристотеляприводили в порядок все его сочинения, то 14 книг с рассуждениями опервых причинах, оставшиеся после учителя в необработанном виде, былипомещены после трактатов о физике и обозначены, как следующие зафизическими (книгами) - meta ta jusika; Николай Дамасский, перипатетик 1в. по Р. Хр., цитирует их под этим названием. Понятое в переносномсмысле, как обозначающее самое содержание "первой философии" (поАристотелю), название М. указывает на изучение того, что лежит запределами физических явлений. Этот смысл термина и остался в общемсознании. М. есть догматическая часть теоретической философии, которой влогическом порядке предшествует часть критическая - учение о познании,или теории познания. В историческом порядке, напротив, вопрос опервоосновах всех вещей возникает ранее вопроса о познании, и М.предваряет гносеологию. Хотя всем метафизическим системам, кромематериализма, присущ критический элемент, но важное значение он получаетлишь по мере развития философии, и только в новейшие временаобособляется в виде самостоятельной философской дисциплины. С точкизрения философской вопрос о возможности метафизического познания связанс более широким вопросом о возможности достоверного познания вообще.Обыкновенно предполагается, что достоверность наук естественных нетребует исследования и доказательства, которые необходимы только для М.Такое коренное противоположение двух областей знания основано нанедоразумениях, из которых главные следующие: 1) различие междуположительною наукой или физикой (в широком смысле древних) и М.полагается в том, что первая есть знание относительное, и потомудоступное человеческому уму, тогда как вторая имеет притязание бытьзнанием абсолютным, что не соответствует ограниченности человеческихспособностей. Это рассуждение основано на безотчетном и неопределенномупотреблении термина: "абсолютное знание". Никакая М. не имеетпритязания быть абсолютным знанием во всех отношениях, а с другойстороны всякая наука заключает в себе знание в известном смыслеабсолютное. Таковы, во-первых, все истины математические. Что таблицыумножения и теоремы Эвклидовой геометрии могут оказаться ложными накакой-нибудь планете, где 2?2=15 и сумма углов плоскостного треугольникаиногда равна двум, а иногда 45 прямым углам - это есть лишь крайнийвывод из предвзятого отвлеченного принципа (скептического эмпиризма), ане серьезное научное убеждение. А так как математика не есть толькоособая отрасль знания, но и входит как основной элемент во многие другиенауки, то она и им сообщает, в той или иной мере, свой характерабсолютного знания. Помимо этих формальных истин, есть в науке истиныматериальные, признаваемые самими учеными как абсолютно достоверные.Так, для всякого биолога существование изучаемого им органического мираесть истина абсолютная: он с абсолютною уверенностью знает, что этот миресть действительное бытие, а не мечта его воображения; он полагаетбезусловное, а не относительное только различие между действительнымиорганизмами и такими представлениями как гиппогрифы, фениксы илиговорящие деревья. Эта общая абсолютная уверенность в существованиидействительного предмета науки нисколько не изменяет своего характера отчастных ошибок, когда какие-нибудь микроорганизмы, напр. батибииГеккеля, оказываются оптическим обманом. Точно также для историкаосновные события из жизни человечества в их прагматической связиабсолютно достоверны, и он полагает в этом смысле безусловное, а неотносительное только различие между ними и тем, что он считает чистыммифом или легендой. Итак, со стороны общего характера знания исамооценки его в смысле достоверности между М. и положительной наукойпрямого контраста не существует. 2) Не существует его также и со стороныпредметов познания. Ошибочно утверждают, будто М. считает своимпредметом непознаваемую сущность вещей, тогда как предмет полож. наукиесть познаваемый мир явлений. Безусловное противоположение междусущностью и явлением не выдерживает не только критики гносеологической,но и просто логической. Эти два понятия имеют значение соотносительное иформальное; явление обнаруживает, проявляет свою сущность, и сущностьобнаруживается, проявляется в своем явлении, - а вместе с тем то, что есть сущность в известном отношении или наизвестной степени познания, есть только явление в другом отношении надругой степени познания. Когда мы смотрим в микроскоп на живуюинфузорию, то ее движения и все, что мы в ней замечаем, есть явление, вкотором обнаруживается известная сущность, именно жизнь этого организма;но и эта жизнь есть только явление более глубокой и основной сущности,именно того существенного органического типа, по которому построено этоживотное и который воспроизводится и пребывает в бесконечном рядепоколений, доказывая тем свою субстанциальность; но и это есть толькоявление целого органического процесса и т.д. Подобным образом и вобласти психологии: мое слово или действие есть явление или обнаружениемоих скрытых состояний мысли, чувства и воли, которые непосредственно неданы постороннему наблюдателю и в этом смысле представляют для негонекоторую "непознаваемую сущность"; однако, она познается именно черезсвое внешнее явление; но и эта психологическая сущность - напр.определенный акт воли, - есть только явление моего общего характера илидушевного склада (эмпирического характера - по Канту), который в своюочередь не есть окончательная сущность, а только проявление болееглубокого - задушевного - существа (умопостигаемости характера - по Канту), на которое непререкаемо указывают факты нравственныхкризисов и перерождений. Таким образом и во внешнем, и во внутреннеммире провести определенную и постоянную границу между сущностью иявлением, а, следовательно, и между предметами М. и полож. науки,совершенно невозможно, и безусловное их противоположение есть явнаяошибка. Действительное различие между положительной наукой и М. в данномотношении состоит в том, что первая изучает явления и их ближайшуюсущность с известной определенной стороны (математика - со стороныколичества), или в известной определенной области бытия (напр. зоология- животную организацию и жизнь), тогда как М., имея в виду все явления всовокупности, исследует общую сущность или первоосновы вселенной. 3)Также ошибочно и противопоставление М., как знания чисто-умозрительного,положительной науке. как знанию чисто-опытному. Понимание, опыта какстрадательного восприятия готовой, извне данной действительности давнооставлено серьезными учеными. Действительность, с которою имеет делонаука, есть умственное построение, невидимое и неподлежащее никакомувосприятию. Никто никогда не наблюдал фактического бытия физическихмолекул или химических атомов (не говоря уже про абсолютные атомыматериализма, принимаемые некоторыми за научную реальность, тогда какони на самом деле суть лишь слабый опыт метафизического мышления).Положительная наука неизбежно становится на тот путь сверхчувственного,умозрительного построения вселенной, по которому М. пытается идти далеедо конца. У М. нет какого-нибудь особого, исключительно ей свойственногометода; она пользуется всеми способами научного мышления, отличаясь отположительных наук лишь стремлением дойти до окончательногомировоззрения, из которого можно было бы объяснить все области бытия, вих внутренней связи. Это стремление свойственно всякой М., как такой,результаты же, к которым оно приводить, т. е. самые метафизическиесистемы, представляют большое разнообразие, которое, однако, легкосводится к немногим основным типам. Вообще все системы М. могут бытьразделены на элементарные и сложные (синтетические). Первые представляютследующие главные типы. I. По качеству признаваемого основного началаили всемирной сущности: 1) материализм, ищущий это начало или этусущность в том, из чего состоит или происходит все существующее; 2)идеализм, для которого эта сущность заключается в умопостигаемой формеили идее, определяющей всякое бытие; 3) панпсихизм, видящий в основевсякой реальности производящую ее внутренне одушевленную силу и 4)спиритуализм, понимающий такую силу как самосознательный разумный дух.II. По количественному определению всемирной сущности - также 4 типа М.:1) монизм, полагающий ее безусловно единой; 2) дуализм, принимающий воснове мира двойственность самостоятельных начал; 3) определенныйплюрализм, признающий их несколько и 4) неопределенный плюрализм(апейризм), представляющей мировую сущность как изначала раздробленнуюна безпредельную множественность самостоятельных единиц. III. По способубытия системы М. различаются два типа: 1) статический, или М. пребывания(субстантализм) и 2) динамический, или М. изменения (процессуализм). Таккак при всяком понимании мирового начала (признается ли оно материальнымили духовным и т. д.) вопрос о его определении по числу и образу бытаостается в силе, то всякая элементарная система определяется с этих трехточек зрения; так, материализм может понимать свою мировую сущность(материю) монистически - как единую и нераздельную (таков, напр.,гилозоизм), или дуалистически - различая, напр., весомое вещество отневесомого эфира, или плюралистически - как множественность неделимыхединиц (атомизм - самая распространенная форма материализма); вместе стем по образу бытия материалистическая М. может быть или статической, непризнающей связного и последовательного процесса или развитиявещественного бытия (таков материализм Демокрита и в новейшей философия- Чольбе), или динамической (большинство новейших материалистов,принимающих принцип эволюции). Подобным образом и спиритуализм можетполагать в основе мира или единый творческий дух, или два духовныхначала, или несколько, или, наконец, неопределенную множественностьединичных умов или духов, а по образу бытия духовное начало (или начала)понимается здесь или только со стороны своей пребывающей сущности, илиже как допускающее в себе и процесс развития. То же должно сказать обидеализме и панпсихизме, соответственно их особым началам. В системахсложных или синтетических не только совмещаются типы различных категорийили по различным точкам зрения (что необходимо и в системахэлементарных), но соединяются между собой типы одной и той же категории,напр. материальному началу дается место наравне с идеальным и духовным,далее принцип единства в целом совмещается с коренной множественностьюединичных существ (как, напр., в монадологии Лейбница) и т.д. Наиболееполные системы М. стремятся, исходя из одного основного начала, связатьс ним внутренней логической связью все другие начала и создать, такимобразом, цельное, всеобъемлющее и всестороннее миросозерцание. Такаязадача выходит, однако, из пределов собственно М., не только захватываядругие философские дисциплины, но вызывая также вопрос об истинномотношении между философией и религией. Вл. С.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009