Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ
Монотеизм Монотеизм (от monos единый и deos Бог) - вера и поклонение единомуБогу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; какфилософское учение, он отличается не только от политеизма, но и отпантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме -создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозныхформ до сих пор разрешается различно. Для характеристики этойпротивоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга; каждыйиз них имеет и ныне многих последователей. Юм в своем исследовании орелигии говорит: "неоспоримая истина, что восходя лет за 1700 до Р. Хр.мы находим все народы идолопоклонниками и чем более углубляемся вдревность, тем более видим людей погруженными в идолопоклонство. Мы незамечаем там ни малейшего следа более совершенной религии; все древниепамятники представляют нам политеизм как учение утвердившееся и всемипризнаваемое... Если же, насколько мы можем следовать за нитью истории,мы находим человечество преданным многобожию, то можем ли мы думать, чтово времена более отдаленные, прежде открытия наук и искусств, могласуществовать более совершенная религия, могли преобладать начала чистогоединобожия? Думать так, значило бы утверждать, что люди открыли истину,когда были невежественными и варварами, а как скоро началиобразовываться и научаться, впали в заблуждение!" Сторонники юмовскоговоззрения на развитие религиозного сознания представляют себе егоследующим образом. Первоначальная форма религии есть фетишизм, т. е.представление, что божественное начало распространено во всей природе ичто посему любая вещь может стать предметом поклонения, ибо имеетвлияние на жизнь человека. Фетишизм сменяется политеизмом, когдасознание отличило некоторые явления природы, признало их однородными иобъяснило их функциями различных божеств. Наконец, логическаянесообразность многобожия ведет за собой признание единого Бога, какрезультат вооруженного научной критикой сознания. - В противоположностьюмовскому воззрению, Шеллинг утверждает, что "эзотерическая религия - понеобходимости М., подобно тому как экзотерическая религия точно также понеобходимости впадает в политеизм, в какой бы то ни было форме"("Philosophie und Religion", 1804). Врожденный бессознательный М. долженраспасться в сознании и стать политеизмом, чтобы, пройдя через этуступень, стать сознательным М. Эту точку зрения в наше время защищаетМакс Мюллер. Признание единого Бога Мюллер считает неотделимым отсущности человека; человек является на свет с чувством зависимости отсущества более могущественного, чем он. Первоначальная интуиция Божестваи неуничтожимое чувство зависимости могут быть лишь результатомоткровения. Эта первоначальная интуиция и есть корень всех существующихрелигиозных форм. Ученые, утверждающие, что политеизм болеесоответствует неразвитому сознанию первобытных народов, забывают, "чтони в одном языке множественное число не предшествует единственному. Ниодин человек не мог создать представления о нескольких богах ранеепредставления об одном Боге"... ("Семитический М." - статья по поводукниги Ренана: "Histoire generale et systeme compare des languessemitiques", 1858). Доказательство М. Мюллера, основанное на доводахфилологического и логического характера, погрешает, однако, в одномпункте. Нужно различать представление о Божестве от веры в Божество.Представление об едином Боге логически должно было предшествоватьполитеистическим представлением, но вера, может быть, и не соединялась спервоначальной идеей. Мнение Шеллинга и Макса Мюллера о том, чтополитеизм представляет собой порчу первоначального религиозногосознания, должно точно также быть подвергнуто критике на основаниифактического изучения религиозных форм, как и противоположное воззрение.Фактов для решения вопроса собрано пока еще слишком мало и онинедостаточно твердо установлены; напр., о религиях африканских народовдо последнего времени знали весьма мало, и некоторые исследователи,напр., Г. Фритш, из отсутствия у них слова для обозначения Бога напраснозаключали об отсутствии самого понятия. Ливингстон не встречалафриканца, у которого не было бы веры в высшее существо, творца неба иземли (см. W. Schneider, "Die Religion der africanischen Naturvolker",Мюнстер, 1891). Политеистические воззрения обыкновенно получаютнекоторое ограничение в том, что одно из Божеств признается верховным;таким образом, во всяком политеизме есть уже зародыш единобожия. Неследует упускать из виду и того, что политеизм мог образоваться путемпризнания равноправности различных божеств, чтимых в местных культах,как то было, напр., в Греции и Риме. В философском отношении М. тождественен с теизмом и состоит впризнании личного, единого, свободного и разумного начала, не толькосотворившего мир, но и управляющего им. Теизм противоположен какатеизму, т. е. отрицанию Божества, так и деизму, т. е. признаниюнекоторой сверхприродной первопричины всех явлений; деизм стоитпосередине между атеизмом и пантеизмом, т. е. отождествлением природы иБожества. В философии религии значение имеет лишь противоположениетеизма пантеизму. Философия религии, созданная крупными идеалистическимисистемами Фихте, Шеллинга и Гегеля, проникнута пантеистическимивоззрениями, коренящимися в философии Спинозы. Главный недостатокпантеизма состоит в трудности обосновать нравственность, главноедостоинство теизма - в ясности и отчетливости нравственных требований.Философия религии стоит и поныне под влиянием гегелевских представлений,и вряд ли ей удалось избавиться от пантеистич. теорий.Кудрявцев-Платонов, один из талантливых защитников теизма, приходит,путем критики философских теорий, к следующим трем положениям: 1)религия не может быть не имеющим никакой истины и значения случайнымпроизведением низших познавательных сил и стремлений человеческого духа.Самое существование ее в роде человеческом немыслимо без предположенияистины бытия высочайшего предмета религии - Божества (результат критикиатеистических понятий о религии, в частности учения Фейербаха). 2)Признание истины бытия существа высочайшего необходимо предполагает иживое отношение Его к человеку, следовательно, участие Его в делерелигии; к признанию такого участия ведет несостоятельность теорий,которые, упуская из виду эту живую связь между Творцом и человеком,искали начала религии в одной самостоятельной деятельности егособственных сил - рассудка (рационализм) или нравствен ной воли (Кант).3) Но, с другой стороны, самая самостоятельность человека, как существаразумносвободного и отличного от Божества, не позволяет нам увлекаться ипротивоположной крайностью: или видеть в религии одно толькодействование Божества в человеке, известный момент его саморазвития исамосознания (Гегель), или умалять участие человека в деле религии,ограничивая его одним только страдательным восприятием действий Божествав нашем духе (Якоби и Шлейермахер). Самостоятельность человекапредполагает, поэтому, самодеятельное участие его в образовании религиии способность к тому ("Сочинения", т. II, I выпуск, стр. 279). Литература. O. Pfleiderer, "Religionsgeschichte auf geschichtlicherGrundlage" (Б. 1878); Max Muller, "La science de la religion" (Париж,1873); Punjer, "Grundriss der Religionsphilosophie" (Брауншвейг, 1885) и"Geschichte des christlichen Religionsphilosophie" (там же, 1880 -1883); Chantepie de la Saussaye, "Lehrbuch der Religionsgeschichte"(Фрейбург, 1887 - 89); Вл. Соловьев, "История и будущность теократии,исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. Т. 1.Философия библейской истории" (Загреб, 1887). Много материалов в журнале"Revue de l'histoire des religions" (Париж, 1880 и след.; вышло 32тома).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009