Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МОНОЛОГ

МОНОЛОГ
Монолог Монолог - речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, атакже рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М.подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического илилирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, костановке на данном моменте действия. М. не есть неизбежная часть драмы;развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным.Древне-классическая драма не способствовала развитию М. Аристотель всвоей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнееместо. Он является у древних или в виде монодрамы, или в виде лирическихотступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизнив "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников(как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значениислова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, чтоболее ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политическогохарактера, а современные философу драматурги - М. риторические,адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь присмене античной "драмы положения" новейшею "драмою характеров", когдаглавным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека.Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащийосновам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательнопользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Бытьиль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечаниюЛьюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение вдействии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение ожизни и смерти, излюбленное публикою. Верный взгляд на М. выказали всвоих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с"драмой характеров"; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда невыходит из границ характеристики действующего лица. Напр., лирическиймонолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военнойнепогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как наглазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страстивозникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий идостигающий все большого напряжения. При дальнейшем развили лирическогоэлемента в европейской драме М. получил еще более важное значение,особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так,байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.; в "ВильямеРатклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играетпервенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму.русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направленияевропейской драмы и, сообразно этому, менялись взгляды авторов на рольМ. В общем, русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове"Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. вкомедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте)М. есть в то же время монодрама. В. новейшей европейской драме, подвлиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметновозвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играютбессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существеннуюроль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; тоже замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явлениезнаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементомдрамы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося, как с точкизрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтическихтребований, одною из законных условностей драматического искусства.Монологам тенденциозного характера, с намеками на современность,особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор визвестном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е.беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущихделах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" вновой комедии играют М. личностей в роде Мольеровского Альцеста илиГрибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чегосмеетесь?... над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого родаМ. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п.Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древнийкомический хор. Вс. Ч.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009